Ликвидация некоммерческой организация

Статья 18. Ликвидация некоммерческой организации

ГАРАНТ:

Действие статьи 18 настоящего Федерального закона не распространяется на:

Статья 18. Ликвидация некоммерческой организации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

1. Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1.1. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.

ГАРАНТ:

Действие пункта 2 статьи 18 настоящего Федерального закона не распространяется на международные фонды

2. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2.1. Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также:

1) в случае ликвидации соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации;

2) в случае непредставления сведений, указанных в пункте 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;

3) в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, а также представленным в соответствии с пунктом 4 статьи 32 настоящего Федерального закона сведениям.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в пункт 3 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.

3. Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2011 г.

5. Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации — в отношении федерального бюджетного учреждения;

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом 1.1 с 2 июля 2021 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

1.1) органом публичной власти федеральной территории — в отношении бюджетных учреждений, подведомственных органам публичной власти федеральной территории;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципального бюджетного учреждения.

Добровольное закрытие НКО

Прекратить свое существование НКО может как по доброй воле, так и принудительно. Какие действия нужно предпринять, чтобы самостоятельно закрыть НКО?

В отличие от принудительного закрытия НКО, инициатором добровольной ликвидации выступают ее собственники. Процесс ликвидации предполагает выполнение ряда последовательных действий и, как правило, занимает не меньше 5-6 месяцев.

Все ли НКО можно закрыть в добровольном порядке?

Порядок ликвидации НКО прописан в Законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Не каждое НКО можно закрыть «по собственному велению без шума и пыли». Например, фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда по искам заинтересованных лиц, если (п. 2 ст. 18 Закона № 7-ФЗ):

  • имущества для полноценной работы такого вида НКО недостаточно и нет финансовых возможностей его восполнить;
  • цели фонда, которые прописаны в его учредительных документах, не могут быть достигнуты и нет возможности внести необходимые изменения;
  • фонд осуществляет деятельность, которая противоречит уставу;
  • в иных случаях.

К последним могут относиться неоднократные грубые нарушения, например, непредставление в Минюст в течение нескольких периодов сведений о деятельности фонда (п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).

Учредители фонда добровольно закрыть НКО могут только через суд (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 64). Например, это возможно сделать, если не хватает имущества фонда для осуществления хозяйственной деятельности и получить его нереально. Поэтому «просто так» закрыть фонд не получится.

Какие шаги нужно предпринять для закрытия НКО?

В целом, процедура закрытия НКО состоит из нескольких шагов. А собранные документы подаются в Минюст РФ или в территориальные подразделения.

При наличии работников в штате НКО, процедура усложняется. Нужно заблаговременно уведомить работников о предстоящей ликвидации, при необходимости поставить в известность службу занятости.

Работников нужно уведомить о предстоящей ликвидации НКО не менее чем за 2 месяца. Если этого не сделать, то НКО может быть оштрафовано, а работники могут потом восстановится через суд и взыскать с работодателя компенсацию морального вреда (п. 2 ст. 391, п. 9 ст. 394 ТК РФ).

1 шаг. Принятие решения о ликвидации НКО и формирование ликвидационной комиссии или ликвидатора.

Решение либо протокол о ликвидации должно быть оформлено на бумаге.

В нем должны содержатся следующие пункты: о ликвидации НКО, о составе ликвидационной комиссии, о порядке и сроках ликвидации, об избрании лица, ответственного за регистрацию ликвидации в Минюсте.

В тексте решения либо протокола указывается повестка дня, общее количество членов НКО, кто и как голосовал по каждому вопросу повестки дня.

2 шаг. После даты принятия решения в течение 3-х рабочих дней нужно заполнить заявление по установленной форме.

Заявление по форме №Р15016 утверждено приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

Заявление подписывает назначенный ликвидатор либо руководитель ликвидационной комиссии.

Данное заявление уведомляет контролирующий орган о начале процедуры ликвидации НКО.

3 шаг. Публикация сообщения о ликвидации НКО и установление сроков для предъявления требований кредиторов. Срок для предъявления требований не может быть меньше двух месяцев.

Такое сообщение публикуется в специальном журнале — «Вестник государственной регистрации».

4 шаг. Расчеты с кредиторами и формирование промежуточного ликвидационного баланса НКО.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор НКО по окончанию срока для предъявления требований кредиторов составляет ликвидационный баланс, в котором содержатся сведения о составе имущества и обязательствах кредитора.

Ликвидационный баланс утверждается либо учредителями НКО, либо ликвидационной комиссией. На этом же этапе НКО оформляется решение или протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Читайте также  Государственная пошлина за внесение изменений в устав

Именно на основании промежуточного ликвидационного баланса ликвидационной комиссией проводятся расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ.

Но может возникнуть ситуация, когда имеющихся денежных средств НКО недостаточно для расчетов с кредиторами. Тогда ликвидационная комиссия выставляет на публичные торги имущество НКО (Федеральный закон от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

5 шаг.Спустя 2 месяца после публикации сообщения о ликвидации НКО в журнале «Вестник государственной регистрации» необходимо заполнить заявление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме № Р15016.

6 шаг. Формирование ликвидационного баланса НКО и оформление решения либо протокола об его утверждении.

Ликвидационный баланс – это уже окончательный вариант баланса, для его составления нет специальных правил. Поэтому он составляется по тем же правилам, что и «обычный» баланс.

Окончательный ликвидационный баланс также утверждается либо учредителями НКО, либо ликвидационной комиссией (п.6 ст.19 Закона №7-ФЗ).

Также должен быть оформлен протокол или решение об утверждении ликвидационного баланса.

7 шаг. Оформление заявления о завершении ликвидации НКО по форме № Р15016.

В этом заявлении необходимо подтвердить, что произведены все расчеты с кредиторами НКО, а также выплачены все пособия и компенсации работникам.

8 шаг. Ликвидация НКО.

НКО считается завершенной после внесения соответствующей записи в лист ЕГРЮЛ (ст. 21 Закона № 7-ФЗ).

Ликвидация НКО не дает ей право уничтожить первичные документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность НКО, а также документы по работникам. Всю документацию необходимо сдать в государственный архив, если срок хранения таких документов еще не истек.

Ликвидация некоммерческой организации

Ликвидация НКО возможна как по инициативе участников (учредителей) или уполномоченного органа юр. лица, так и в принудительном порядке. Законодательством РФ предусмотрено пять основных способов прекращения деятельности НКО.

Закрытие «действующей» НКО

Закрытие «нулевой» НКО

Снятие с учета организации в Пенсионном фонде

Снятие с учета организации в Фонде социального страхования

Получение срочной выписки из ЕГРЮЛ

Закрытие расчетного счета в банке

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса

Подготовка ликвидационного
баланса

Выезд курьера к клиенту

Государственная пошлина за ликвидацию фирмы

Нотариальное заверение подписи Ликвидатора на заявлении о начале процедуры ликвидации

Нотариальное заверение подписи Ликвидатора на заявлении об утверждении промежуточного ликвидационного баланса

Нотариальное заверение подписи Ликвидатора на заявлении об утверждении ликвидационного баланса

Оформление нотариальной доверенности на подачу и получение документов из налоговой инспекции сотрудниками компании «РосКо»

Публикация сообщения о ликвидации в Вестнике государственной регистрации

Нотариальное заверение подписи Ликвидатора на заявлении о подаче сообщения о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ (Федресурс)*

Электронная подача документов в налоговую инспекцию /за каждый этап отдельно/

* Не включается в стоимость услуг и оплачивается отдельно с расчётного счёта компании – пошлина за публикацию сообщения в Федресурсе

Как закрыть НКО добровольно: четыре легальных способа

К легальным способам ликвидации НКО, исключающих административную ответственность, относятся:

Добровольная ликвидация – способ возможен при отсутствии долгов;

Смена руководящего состава – юр. лицо реализует свое право на продажу или передачу организации в собственность третьего лица без закрытия;

Реорганизация (присоединение или слияние) – юр. лицо исключается из реестра ЕГРЮЛ и прекращает свою деятельность, но его долговые обязательства и права переходят к преемнику в порядке универсального правопреемства.

Банкротство – уместно при наличии большой суммы задолженности перед бюджетом и кредиторами. Имущество организации реализуется на публичных торгах, а вырученные средства направляются в счет погашения основного долга.

Принудительная ликвидация НКО через суд: пятый способ

Нередко инициатором закрытия некоммерческой организации выступают не ее учредители, а представители гос. ведомств и надзорных органов.

С исковым заявлением на закрытие организации могут обратиться:

  • Министерство юстиции РФ;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Прокуратура соответствующего субъекта РФ.

Основанием для ликвидации некоммерческой организации по инициативе Минюста может стать:

  • непредоставление документации в соответствующие органы – годовой отчетности, налоговых деклараций, отчетов во внебюджетные фонды;
  • отсутствие движений по расчетному счету;
  • осуществление деятельности, противоречащей целям НКО.

Во всех указанных случаях уполномоченный орган вправе инициировать ликвидацию НКО через суд. Решение о ликвидации принимается на основании соответствующего судебного постановления. Представитель фактически недействующей НКО может обжаловать решение суда.

Оптимальный вариант – принятие учредителями решения о ликвидации общественной некоммерческой организации на добровольных началах, в установленном законом порядке.

Реальные причины ликвидации НКО по решению учредителей

Распространенными поводами для ликвидации некоммерческих организаций выступают:

  • недостаточное финансирование;
  • достижение поставленных целей НКО;
  • наличие существенных стратегических разногласий между учредителями;
  • препятствия со стороны гос. органов;
  • банальная потеря интереса к некоммерческой деятельности.

Главной проблемой всех НКО является то, что их легко создать, но сложно ликвидировать. Контролирующие органы будут долго и упорно проверять некоммерческую организацию на предмет выполнения всех законодательно предусмотренных требований, включая:

  • выплату заработной платы сотрудникам;
  • закрытие долговых обязательств;
  • перечисление всех налогов в бюджет и во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС);
  • сдачу всех видов отчетности;
  • наличие документального подтверждения уведомления кредиторов;
  • распределение остатков имущества НКО строго согласно ее Уставу.

Поэтому так важно вовремя обратиться к компетентному юристу, который возьмет на себя кураторство процессом и поможет выполнить все требования Минюста РФ в полном объеме и точно в срок. Узнайте предварительную стоимость ликвидации некоммерческой организации при помощи специального онлайн-калькулятора или позвоните по номеру 8 (499) 444-00-00 для записи на индивидуальную консультацию.

Этапы ликвидации НКО

Чтобы ликвидация НКО не затянулась на долгие месяцы, важно выполнить следующие шаги:

  • Назначить ликвидационную комиссию или ликвидатора, по факту проведения проверок и сбора документов оформить протокол общего собрания учредителей.
  • Подать уведомление по новой ф. Р15016 в Минюст – в течение 3 суток с момента принятия решения о ликвидации некоммерческой организации.
  • Опубликовать сообщение в «Вестнике гос. регистрации».
  • Известить всех своих кредиторов в письменной форме о предстоящих мероприятиях.
  • Подготовить промежуточный ликвидационный баланс и представить его в Минюст с уведомлением по ф. Р15003 о ликвидации некоммерческой организации.
  • Утвердить окончательный ликвидационный баланс.
  • Произвести расчеты с кредиторами в силу пп.4, 6 ст.63, ст.64 ГК РФ.
  • Снять НКО с учета в ПФР путем предоставления отчетов СЗВ-ТД и СЗВ-СТАЖ в электронной форме и информации для ФСС, закрыть р/с в банке.
  • Передать сведения в Минюст по ф. Р15003 для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ

На прохождение установленных законом процедур обычно уходит 6-8 месяцев, но в случае обращения к опытному юристу срок может сократиться до 4-5 месяцев.

Пакет документов на первом этапе

Минюст удовлетворяет ходатайство о ликвидации НКО строго после исполнения долговых обязательств и при наличии полного пакета документов, включая:

  • заявление о государственной регистрации ликвидации №Р15001;
  • Решение или Протокол о ликвидации НКО;
  • промежуточный и окончательный ЛБ;
  • документ об уплате гос. пошлины;
  • определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства (при прохождении процедуры банкротства);
  • расписку о получении Министерством юстиции или его органом пакета документов;
  • нотариально оформленную доверенность на представителя.

Как заказать услугу по ликвидации НКО

Без знаний и опыта сложно учесть все тонкости и нюансы, а ошибки обходятся дорого. Поэтому рекомендуется обратиться к проверенным специалистам.

Читайте также  Как принять к вычету НДС при перечислении поставщику аванса

Юристы с многолетним опытом работы из международной компании «РосКо»:

Почему стоит обратиться в «РосКо»

Нам доверяют тысячи клиентов – организаций малого, среднего и крупного бизнеса со всего мира. Наша компания – лауреат престижных международных премий в области юридического и налогового консалтинга.

В нашем штате работают лучшие профильные специалисты:

Как закрыть некоммерческую организацию (НКО) в 2021 году: подробная инструкция

Содержание:

  1. Порядок ликвидации НКО: общие правила
  2. Профессиональная помощь с ликвидацией НКО

Некоммерческие организации (далее по тексту — НКО) обладают особым правовым статусом, который определяет нюансы процедуры создания и ликвидации указанных юридических лиц.

  • Так же, как и коммерческие организации, НКО прекращает свое существование с момента исключения юрлица из государственного реестра (ЕГРЮЛ), но при этом в процессе участвуют сразу два регистратора: Минюст и ФНС.
  • Такой вид НКО, как фонд, вообще может быть закрыт только и исключительно по решению суда.
  • Имущество, что остается после ликвидации НКО и произведенных выплат кредиторам, не распределяется среди учредителей, а используется в соответствии с уставными целями.

Таким образом, чтобы грамотно «свернуть» деятельность некоммерческой организации, придется выполнить определенную последовательность действий строго в соответствии с установленным порядком.

Порядок ликвидации НКО: общие правила

Официальное закрытие организации (как коммерческой, так и некоммерческой) предполагает рутинную и скрупулезную документальную работу по оформлению каждого этапа ликвидации. Схематично работу по закрытию НКО можно представить следующим образом.

  1. Прежде всего, следует подготовиться к неминуемой налоговой проверке:
    • внимательно оценить правильность и своевременность составления бухгалтерской и налоговой отчетности;
    • при необходимости, заняться восстановлением бухгалтерского учета;
    • поработать с дебиторской задолженностью;
    • решить кадровые вопросы.
  2. Далее необходимо подготовить документацию непосредственно для проведения ликвидационной процедуры. Первый документ, который ляжет в основу закрытия НКО, — это решение уполномоченного органа, к компетенции которого уставом организации отнесено рассмотрение подобных вопросов. Одновременно с принятием решения о закрытии НКО избирается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению процессом. Теперь от имени НКО действует именно ликвидационная комиссия, в том числе выступает в суде.
  3. После оформления стратегического решения о ликвидации НКО информация передается в Министерство юстиции, которое перенаправляет сведения в налоговую. На основании полученного уведомления ИФНС вносит в государственный реестр юрлиц соответствующую запись.
  4. Следующий этап — публикация сообщения о начале процедуры закрытия НКО в вестнике госрегистрации. С этого момента кредиторы имеют возможность заявить о своих претензиях в течение 2 месяцев. Параллельно ликвидируемая организация самостоятельно уведомляет выявленных кредиторов о своей ликвидации и определяет размер общей задолженности.
  5. По истечении установленного двухмесячного срока организация приступает к составлению и утверждению промежуточного ликвидационного баланса. О данном факте также следует уведомить Минюст, который, в свою очередь, передаст информацию в налоговое ведомство.
  6. Теперь можно закрывать задолженность НКО перед кредиторами.
  7. После погашения долгов необходимо подвести итоги — составить ликвидационный баланс. После его утверждения регистратору направляется комплект документов для регистрации окончательной ликвидации организации. После исключения НКО из ЕГРЮЛ процедуру закрытия можно считать завершенной. С этого момента обязательства учредителей и самой некоммерческой организации перед государством и иными лицами считаются прекращенными.

Профессиональная помощь с ликвидацией НКО

Процедура закрытия организации выглядит технически простой, однако, без должного опыта и глубокого знания правовых тонкостей выйти на финишную прямую при ликвидации НКО бывает сложно. Процесс по времени занимает порядка 3-х месяцев, состоит из нескольких этапов, требует выполнения ряда организационных мероприятий с обязательным юридическим оформлением. При отсутствии квалифицированной помощи ликвидация может затянуться на неопределенный срок. Не доведенный до логического завершения процесс закрытия приводит к различным проблемам с контрагентами и проверяющими органами.

Компетентно решить все вопросы в рамках ликвидации некоммерческой организации помогут эксперты компании «Консалт-групп». К вашим услугам команда опытных специалистов юридического и бухгалтерского направления, которые помогут разобраться во всех тонкостях ликвидационного процесса, чтобы довести дело до конца.

Последние изменения в законодательстве для НКО в 2021 году

Разбираем, какие изменения ждут НКО осенью 2021 года, и вспоминаем январские обновления

Михаил Кратов

Эксперт по праву

  • # Законы
  • # Разбор юриста

НКО расшифровывается как «некоммерческая организация». Это общественные организации, бюджетные и муниципальные учреждения, институты развития, политические партии, ТСЖ и садовые общества, адвокатские палаты.

С 1 января 2021 года вступили в силу поправки к законам, которые повлияли на работу НКО. А с 3 октября 2021 года законы вновь меняются. Разбираем все последние изменения: сначала расскажем, что ждет НКО осенью, а после вспомним январские обновления.

С 3 октября: под понятие «иностранный агент» попадет больше организаций

Как было. Иностранными агентами признавались НКО, которые занимались политической деятельностью и получали деньги от иностранных компаний или от российских компаний с иностранными источниками финансирования.

Как стало. Понятие «иностранных агентов» расширили: этот статус могут получить больше НКО. Если организация будет признана иностранным агентом, за ней будет более пристально следить государство.

По новым правилам к иностранным агентам также относятся НКО, которые получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Бенефициар — это физическое лицо, которое:

  • владеет компанией или 25% и более ее капитала;
  • имеет право контролировать ее действия.

При этом владеть компанией можно прямо или косвенно — через третьих лиц.

Например, единственный учредитель российской НКО «Альфа» — компания «Бета», зарегистрированная в России. 100% акций «Беты» принадлежат компании «Гамма», тоже зарегистрированной в России. Генри Смит из Лондона владеет 100% компании «Гамма». Получается, что Генри Смит — бенефициарный владелец российской НКО «Альфа». А компания «Альфа» может быть признана иностранным агентом, если будет заниматься политической деятельностью.

Получается, что с 3 октября 2021 года иностранными агентами будут признаны НКО, которые:

  1. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от иностранных организаций или граждан.
  2. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Такие НКО обязаны подать в Минюст уведомление о включении их в реестр иностранных агентов. А затем дважды в год нужно будет подавать отчет о своей работе и о тратах зарубежных денег.

Если этого не делать, можно получить штраф.

С 3 октября: появляется еще один повод, которого Минюст может провести внеплановую проверку НКО — иностранного агента

Как было. Раньше основания для внеплановой проверки были такими:

  1. Минюст проверил НКО, выявил нарушения, дал время на их устранение. Этот срок истек, а НКО ничего не исправила.
  2. В Минюст поступила информация, что организация нарушила российские законы или в ее деятельности есть признаки экстремизма.
  3. НКО участвует в выборах как наблюдатель. Избирательная комиссия нашла нарушения в финансировании выборов и сообщила об этом в Минюст.
  4. Президент, правительство или прокурор поручили Минюсту проверить НКО.

Как стало. С 3 октября к уже существующим добавляется еще одно основание. Теперь внеплановую проверку могут провести, если НКО участвует в мероприятиях неправительственных организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории РФ.

Читайте также  Какова ответственность за мелкое хищение?

Например, НКО «Тетра» проводит благотворительный забег при поддержке немецкой неправительственной организации «Центр современности». Эта немецкая организация была признана нежелательной на территории России. Теперь НКО «Тетра» грозит внеплановая проверка.

С 3 октября: добавляется еще одно основание для ликвидации НКО — иностранных агентов

Как было. НКО можно было ликвидировать, если:

  • организация несколько раз нарушала закон. Например, несколько раз не сдавала отчет о своей деятельности;
  • нарушения НКО нельзя было устранить;
  • деятельность НКО не соответствовала целям и задачам, описанным в ее уставе;
  • организацию заподозрили в экстремизме.

Как стало. Вдобавок к существующим, появилось еще одно основание. С 3 октября 2021 Минюст может ликвидировать НКО — иностранного агента, если она нарушит запрет Минюста на проведение мероприятий.

Это работает так. НКО обязана отправлять в Минюст информацию обо всех программах и мероприятиях, которые планирует проводить. Минюст может полностью запретить мероприятие или его часть. Если организация проигнорирует этот запрет, Минюст может обратиться в суд и потребовать ликвидировать НКО.

Дальше рассмотрим изменения, которые уже вступили в силу с 1 января 2021 года. Проверьте, обо всех ли нововведениях вам известно.

С января 2021 года: некоторые фонды могут не проводить обязательный аудит

Как было. До 2021 года все НКО-фонды были обязаны проводить аудит, независимо от их годового оборота и состояния баланса. А для небольших фондов расходы на аудит — существенная трата.

Как стало. С 1 января 2021 изменили критерии проведения обязательного аудита. Теперь НКО-фондам станет чуть проще работать.

По новым правилам, аудит не обязаны проводить фонды с небольшими доходами. Еще в отдельную категорию выделили специализированные фонды управления целевым капиталом.

Если же фонд до 1 января уже заключил договор на обязательный аудит отчетности за 2020 год, проводить его придется в любом случае, даже с доходами до 3 млн рублей.

С января 2021 года: можно заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры

Как было. НКО привлекали дополнительных специалистов на свои проекты и заключали с ними договоры ГПХ — гражданско-правового характера. Для работодателя это удобно, потому что по таким договорам он может не предоставлять отпуска, не оплачивать больничные, не сохранять рабочее место во время декрета.

Но для НКО договор ГПХ — это риск, что трудовая инспекция переквалифицирует его в трудовой договор и оштрафует организацию. К тому же сотрудники не всегда согласны на отсутствие отпуска, больничного и фиксированного рабочего времени.

Как стало. Теперь НКО может заключить с любым сотрудником срочный трудовой договор без привязки ко времени выполнения проекта.

Когда срочный договор закончится, сотрудника можно уволить, даже если он отлично справлялся с работой. Для сотрудника выгода в том, что на время работы он получает все социальные гарантии, как по бессрочному трудовому договору: отпуска, больничные, фиксированное рабочее время.

Заключать срочные договоры могут только организации, у которых не более 35 сотрудников. Это упростило работу многих компаний и снизило риск штрафов за нарушение трудового законодательства.

С января 2021 года: не нужно платить налоги за арендуемое помещение

Как было. компания бесплатно предоставила НКО нежилое помещение, например для офиса организации. Такая экономия на плате за аренду аналогичного имущества считалась внереализационным доходом НКО и облагалась налогом на прибыль.

Как стало. Теперь, если компания предоставила помещение некоммерческой организации, НКО не должна платить за него налоги. Главное, чтобы помещение использовалось для уставной деятельности: например, там может находиться офис НКО.

С апреля 2021 года: небольшие НКО могут не составлять локальные нормативные акты по кадрам

Как было. Все НКО должны были составлять локальные нормативные акты по кадрам, как и коммерческие компании: например, правила внутреннего трудового распорядка.

Как стало. Теперь НКО может не составлять эти документы, если она соответствует таким критериям:

  • среднесписочная численность сотрудников не больше 15 человек за предыдущий год;
  • доходы НКО не больше 120 млн рублей за предыдущий год.

Но тогда организация обязана включить в трудовые договоры с сотрудниками условия, которые регулируются локальными актами.

Порядок выплаты премий прописали в договоре. Значит, можно не составлять положение о премировании

Это удобно, если у НКО, например, до пяти сотрудников. Если их больше, проще вести правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, чем каждый раз менять и заново подписывать договор при обновлении его условий.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как бизнесу работать с новой системой прослеживаемости товаров

С 8 июля в России заработала система прослеживаемости товаров. С экспертом разобрали, кого касается новый закон и как действовать бизнесу

Что изменится в ведении трудовых книжек с 1 сентября

С 1 сентября изменятся правила ведения и хранения трудовых книжек. В статье — разбор основных изменений

Чем грозит отсутствие или неправильное применение ККТ

С 1 июля онлайн-касса обязательна для всех, кто принимает деньги от покупателей. За работу без онлайн-кассы предпринимателям грозят санкции

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

  • Команда проекта
  • Глоссарий

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания