Результаты аудиторской проверки оформляются

Как происходит документирование аудита

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Нормативное обоснование
  2. Цели использования аудиторских документов
  3. Требования к документам
  4. Разновидности
  5. Особенности составления
  6. Обязанности аудитора по ведению документации

Аудит – это проверка фирмы, анализ всех направлений ее деятельности. Осуществляется исключительно специалистом, у которого есть все соответствующие разрешения. Деятельность аудитора должна документироваться в соответствии с законами. Для чего это нужно? По итогам проверки формируется официальное заключение. Информация, указанная в нем, должна подтверждаться документами.

Нормативное обоснование

Документирование осуществляется на основании этих стандартов:

  • МСА 230, утвержденные приказом Минфина №207н от 9 ноября 2016 года.
  • Правила ФПСАД №2.

Второй стандарт на данный момент уже не действует.

В МСА 230.7 указано, что документы могут быть как бумажными, так и электронными. Эта категория бумаг может включать в себя анализы, обзоры, программы проверки, письма, материалы электронной переписки. В состав РД иногда входят выдержки из контрактов. Однако нужно учитывать, что РД аудитора не заменят бухгалтерских свидетельств.

ВАЖНО! Рабочие бумаги должны быть объединены в едином файле.

Цели использования аудиторских документов

РД применяются со следующими целями:

  • Законное планирование и осуществление проверки компании.
  • Проведение текущего контроля над исполнением аудиторских задач.
  • Контроль над результатами деятельности специалистов.
  • Фиксация доказательств, подтверждающих позицию аудитора.

Если работа специалиста не будет сопровождаться документами, то и позиция его по поводу компании не будет иметь юридической силы.

Требования к документам

Требования к рабочей документации приведены в МСА 230. Бумаги аудитора должны отвечать таким стандартам:

  • Должна быть изложена вся полнота сведений о проверке. Информация излагается подробно для облегчения понимания. Бумага должна быть простой для понимания.
  • Нужно изложить все сведения. Указывается информация обо всех этапах мероприятия: планировании, подготовке и воплощении.
  • Нужно указать сроки аудита.
  • В бумагах содержатся сведения об итогах проверки, выводах, сформулированных на базе доказательств.
  • Все существенные аспекты должны быть обоснованы. По их итогам аудитор формирует свое профессиональное мнение.

Объем рабочей документации по определенной проверке устанавливается самим аудитором. При установлении объема он должен ориентироваться на свой профессиональный опыт.

Несмотря на требование о полноте информации, не нужно бесконечно множить документы. В них не требуется отражать каждый вопрос. В частности, не требуется включать в комплекс РД копии документов проверяемой компании. Достаточно сформировать сводную таблицу, в которой приводится перечень проверенных документов. Напротив наименования документов нужно проставить отметку о том, есть ли в бумаге ошибки или она составлена правильно. То есть все, что можно сократить без утраты смысла, сокращается.

Однако нельзя сокращать перечень документов, если при этом будет утрачена простота чтения. Как же определить оптимальный объем документов? Он должен быть таким, чтобы при предполагаемой передаче дел другому аудитору последний смог все понять. В частности, он должен понять объемы проделанной проверки и разумность вывода на основании переданной ему рабочей документации. На основании бумаг специалисту должны быть ясны эти аспекты:

  • Специфика, сроки и объемы аудиторских мероприятий.
  • Итоги проверки, полученные в ходе нее доказательства.
  • Существенные вопросы, сформированные в ходе проверки.
  • Заключения по итогам аудита.

В РД включаются все сведения, которые являются существенными, отображающими ход и итоги дела.

Требования к формированию аудиторских документов

Форма и содержание бумаг определяются в зависимости от этих положений:

  • Специфика задания, поставленная перед аудитором.
  • Требования относительно заключения проверки.
  • Сфера деятельности объекта аудита, степень сложности работы.
  • Состояние бухучета и системы внутреннего контроля объекта аудита.
  • Необходимость проведения текущего контроля над работой представителей аудитора.
  • Методы, которые были использованы в ходе осуществления аудита.

Объем документов определяется масштабами деятельности проверяемой фирмы.

Техники документирования

Документирование ведется посредством этих инструментов:

  • Записи (описание выполняемых процессов, скрипты, обзоры, итоги деятельности, отчеты).
  • Графики (графики темпов расширения фирмы).
  • Анкеты (как правило, это вопросы относительно работы внутри компании).
  • Чек-листы (шаблоны, нужные для отображения стандартных процедур).
  • Электронные ресурсы (это базы данных, отчеты, сформированные с помощью аудиторских программ).

Обычно РД включает в себя практически все эти техники. Одновременное применение графиков, анкет и записей позволяет отразить всю полноту сведений.

Разновидности

Аудиторская документация подразделяется на 2 вида:

  • Постоянные. Включают в себя бумаги, которые нужны для понимания специфики деятельности компании. На основании этих документов можно понять темпы развития субъекта. В них содержатся существенные вопросы, интересующие аудиторов.
  • Текущие. Включают в себя бумаги, которые нужны для осуществления текущей проверки, решения актуальных задач.

Обычно каждый из этих комплектов структурируется в отдельном порядке.

Особенности составления

Каждый документ, создаваемый в ходе работы, оформляется в соответствии с законом. В частности, в каждой бумаге должны быть эти сведения:

  • Название компании, которая проводит аудит.
  • Период осуществления проверки.
  • Наименование документов.
  • ФИО лиц, которые подготавливали документ.
  • Дата аудита.
  • Имена лиц, осуществляющих аудит.

В состав РД входят бумаги по определенным участкам деятельности компании. В них указываются обнаруженные отклонения и ошибки, существенные риски. Рекомендуется привести ссылки на положения учетной политики фирмы, на которые ориентировался аудитор при установлении ошибок.

Специалист должен обеспечить сохранность рабочих бумаг, а также их конфиденциальность. Аудитор обязан ограничить физический доступ к документации. К примеру, она может быть помещена в сейф, размещенный в запираемом помещении. Требуется позаботиться также о наличии электронной защиты, паролей.

Обязанности аудитора по ведению документации

В МСА 230 приведены эти обязанности проверяющего:

  • Своевременная фиксация обсуждений всех существенных вопросов с управленческим составом проверяемых компаний.
  • Документация операций по устранению противоречий при вынесении заключительного вывода.
  • Аудиторский файл должен быть сформирован своевременно, после момента вынесения заключения по итогам мероприятия.

РД должна быть систематизирована. Особенности систематизации определяются конкретными обстоятельствами и нуждами проверяющего. Специалист должен разработать типовые формы бумаг. Наличие типовых форм сокращает время на составление документов.

К СВЕДЕНИЮ! Когда заключительный аудиторский файл создан, специалист не может удалять или изымать бумаги до завершения срока хранения. Последний составляет не меньше 5 лет с даты вынесения заключения.

Приложение N 4. Порядок формирования и направления акта аудиторской проверки и сроки его рассмотрения объектом внутреннего финансового аудита

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 1 августа 2016 г. N 130н приложение изложено в новой редакции

Приложение N 4
к Положению об осуществлении Министерством
финансов Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному приказом
Министерства финансов Российской Федерации
России от 21 сентября 2015 г. N 143н

Порядок формирования и направления акта аудиторской проверки и сроки его рассмотрения объектом внутреннего финансового аудита

С изменениями и дополнениями от:

1 августа 2016 г., 4 декабря 2017 г.

1. Результаты аудиторской проверки оформляются в письменном виде актом аудиторской проверки (далее — Акт), который подписывается должностным лицом подразделения Министерства финансов Российской Федерации (далее — Министерство), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — уполномоченное подразделение), назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным (далее — проверяющий), а в случае проведения аудиторской проверки группой должностных лиц субъекта аудита (далее — аудиторская группа) — руководителем аудиторской группы, назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки.

2. В Акте указываются:

а) наименование аудиторской проверки;

б) наименование объекта внутреннего финансового аудита;

в) номер Акта, дата и место его составления;

г) основания для проведения аудиторской проверки: номер и дата приказа о назначении аудиторской проверки; номер пункта годового плана внутреннего финансового аудита, в соответствии с которым осуществляется аудиторская проверка; программа аудиторской проверки с указанием даты ее утверждения;

д) фамилии, имена, отчества руководителя аудиторской группы (проверяющего), аудиторской группы уполномоченного подразделения и их должности;

е) период, за который проведена аудиторская проверка;

ж) даты начала и окончания аудиторской проверки;

з) вид аудиторской проверки (камеральная проверка, выездная проверка, комбинированная проверка);

и) краткая информация об объекте внутреннего финансового аудита;

к) перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки по проверяемой теме (внутренней бюджетной процедуре).

3. Акт содержит краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе исследуемых вопросов со ссылкой на документы, прилагаемые к Акту, и на заключения экспертов (в случае привлечения независимых экспертов для проведения экспертизы).

При наличии по проверяемой теме (внутренней бюджетной процедуре) указаний в актах, заключениях, представлениях и предписаниях Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства (его территориальных органов) на соответствующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в акте приводятся результаты внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита по данной внутренней бюджетной процедуре, и оценка его надежности.

4. При выявлении нарушений и недостатков в Акте указываются:

положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены:

виды выявленных нарушений с указанием кодов и видов средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);

причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;

сумма ущерба, выявленного в ходе аудиторской проверки.

Не допускается включение в Акт предположений и сведений, не подтвержденных документами.

5. Выводы по результатам аудиторской проверки должны содержать:

а) оценку надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита;

б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности объекта внутреннего финансового аудита по главе 092 «Министерство финансов Российской Федерации» и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством.

6. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

7. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр — для уполномоченного подразделения; один экземпляр — для объекта внутреннего финансового аудита. При проведении аудиторской проверки обособленного подразделения федерального казенного учреждения, подведомственного Министерству, Акт составляется в трех экземплярах: один экземпляр — для уполномоченного подразделения; один экземпляр — для объекта внутреннего финансового аудита; один экземпляр — для вышестоящей организации объекта внутреннего финансового аудита. При проведении аудиторской проверки по мотивированному обращению контрольного или правоохранительного органа для указанного органа составляется дополнительный экземпляр Акта.

Читайте также  Локальные акты по внутреннему финансовому аудиту

8. Каждый экземпляр Акта подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.

Подписанный руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы Акт направляется руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

Документ, подтверждающий факт направления Акта объекту внутреннего финансового аудита, приобщается к материалам аудиторской проверки.

9. Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения под роспись руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) одного экземпляра Акта либо день получения объектом внутреннего финансового аудита Акта, направленного в адрес объекта внутреннего финансового аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

О получении Акта руководитель объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное им лицо) делает запись в экземпляре Акта, который остается у руководителя аудиторской группы (проверяющего), содержащую дату получения Акта, подпись и расшифровку этой подписи.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 7 января 2018 г. — Приказ Минфина России от 4 декабря 2017 г. N 215н

10. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) устанавливает срок для ознакомления руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) с Актом, но не менее 5 рабочих дней со дня вручения (получения) Акта.

Если у руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) имеются замечания и возражения по Акту, об этом делается отметка в Акте, письменные замечания и возражения вместе с подписанным Актом представляются руководителю аудиторской группы (проверяющему). Данные замечания и возражения приобщаются к материалам аудиторской проверки.

Если от руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) не поступили замечания и возражения по Акту в течение срока, установленного для ознакомления с Актом руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица), Акт считается согласованным без замечаний и возражений со стороны объекта внутреннего финансового аудита.

11. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по Акту рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее — заключение). Один экземпляр заключения направляется объекту внутреннего финансового аудита, один экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.

Заключение направляется объекту внутреннего финансового аудита по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) под роспись.

>
N 5. Порядок составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления Министерством финансов Российской.
Содержание
Приказ Минфина России от 21 сентября 2015 г. N 143н «Об утверждении Положения об осуществлении Министерством финансов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Аудит финансовой отчетности — сущность, цели и задачи

  • Сущность аудита финансовой отчетности
  • Цель аудита бухгалтерской отчетности
  • Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности
  • Дополнительные требования к аудитору
  • Основные задачи аудита финансовой отчетности
  • Оформление результатов аудита
  • Итоги

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.

Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит дает возможность:

  • аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
  • руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
  • иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности расшифрована в 2 нормативно-правовых актах (НПА):

  • законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (п. 3 ст. 1);
  • федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (п. 2).

Формулируется она так: выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

В процессе выполнения действий по достижению основной цели аудита аудиторы обязаны:

  • соблюдать независимость;
  • применять профессиональный скептицизм;
  • следовать этическим принципам (честности, объективности и др.).

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:

  • ст. 8 закона № 307-ФЗ;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
  • кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
  • разделы внутренних аудиторских стандартов.

Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).

От аудитора требуется:

  • быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
  • отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
  • осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.

Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:

  • аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
  • внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
  • при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
    • не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
    • не сделать неоправданных обобщений;
    • не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).

В процессе аудита:

  • аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
  • заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:

  • быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
  • обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
  • быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
  • не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
  • обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Для достижения основной цели аудита, описанной в первом разделе нашего материала, важно решить следующие задачи:

  • получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;
  • изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;
  • сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей;
  • иные задачи (обозначенные в договоре и задании на аудит).

Оформление результатов аудита

Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:

  • оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
  • формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;

Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).

Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:

  • установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
  • содержательной части информации;
  • срокам и форме ее представления.
Читайте также  В чем заключается основная цель аудиторской проверки

Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:

  • к форме и содержанию АЗ;
  • алгоритмам подписания и представления заключения;
  • схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».

Итоги

Аудит — общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. К специалистам, ее проводящим, как и к самому процессу, предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет считать процедуру аудита осуществленной с соблюдением установленных правил.

Аудиторская проверка: зачем она нужна и как она проводится

К какой бы сфере не относилась деятельность вашей компании, рано или поздно потребуется аудиторская проверка . Это касается не только крупных предприятий с огромным штатом и сложной бухгалтерией, но и небольших фирм. Это важная и ответственная процедура, необходимая в первую очередь самой компании.

Понятие аудиторской проверки

Аудиторская проверка — это сбор, оценка и независимый анализ данных о ведении бухгалтерии и финансовом состоянии компании. Проведение аудиторской проверки дает владельцу бизнеса представление о том, насколько точна бухгалтерия, соответствует ли финансовая отчетность реальному положению дел и нет ли у предприятия проблем с налогами.

В каких случаях может быть назначена процедура

Аудиторская проверка может быть как обязательной, так и добровольной. Обязательную аудиторскую проверку компания должна проводить ежегодно. Она также может проводиться по решению суда. Ежегодная аудиторская проверка — это требование Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В этом нормативном акте прописаны не только условия, при которых проверка вменяется в обязанность, но и ее порядок, а также требования к лицам и организациям, которые вправе проводить аудит. Требование обязательной ежегодной аудиторской проверки относится, например, к:

  • любым АО;
  • страховым организациям;
  • компаниям, являющимся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  • негосударственным пенсионным или иным фондам;
  • кредитным организациям;
  • клиринговым организациям;
  • обществам взаимного страхования;
  • организаторам торговли;
  • акционерным инвестиционным фондам;
  • компаниям (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), выручка которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей.

Однако заказать аудит можно и добровольно, так сказать, в профилактических целях. Нередко владельцы компаний обращаются в аудиторские компании, чтобы проверить работу собственного отдела бухгалтерии, оценить возможные финансовые риски. Эта процедура осуществляется также при изменениях в составе учредителей или смене владельца фирмы.

Аудиторскую проверку могут проводить как аудиторские компании, так и частные аудиторы. Однако для осуществления подобной деятельности любой аудитор должен сдать соответствующий экзамен и получить специальный аттестат. Если речь идет об аудиторской компании, то она обязана входить в какую-либо саморегулируемую организацию (СРО). Они контролируют добросовестность работы аудиторских компаний.

Виды аудиторских проверок

Существует определенная классификация типов аудита. В зависимости от типа проверяемого объекта, способа поверки, периодичности и т.д. условно аудит можно разделить на следующие типы:

  • банковский;
  • страховых организаций;
  • бирж, инвестиционных и внебюджетных фондов;
  • государственный.

В зависимости от направления аудит принято делить на:

  • бухгалтерский;
  • юридический;
  • налоговый и др.

В зависимости от методов проверки обычно разграничивают аудит:

  • сплошной — анализируется вся документация;
  • выборочный — анализируется определенный сегмент деятельности;
  • комбинированный — анализируется вся документация по операциям, сопряженным с неким финансовым риском, и частично — все остальное.

В зависимости от типа проверки аудит бывает:

  • камеральный — проводится в помещении исполнителя на основании предоставленной заказчиком документации;
  • фактический — проводится по месту расположения проверяемого объекта.

В зависимости от периодичности принято выделять аудит:

  • единовременный;
  • периодический.

В зависимости от характера проверки традиционно разграничивают аудит:

  • внешний — проводится независимыми аудиторами со стороны;
  • внутренний — проводится силами сотрудников компании и исключительно в интересах оптимизации ее работы.

В зависимости от обязательности проверки аудит может быть:

  • обязательный — проводится в обязательном порядке, процедура регламентируется законодательством;
  • инициативный — инициатором проверки выступает компания.

Этапы проведения аудиторской проверки

Планирование

Прежде чем начать аудиторскую проверку, нужно обсудить со специалистом ряд моментов: стратегию проведения проверки, ее методы и тип, состав команды работников, которые займутся ею (далеко не всегда хватает только одного аудитора), программу проверки и ее глубину. После заключения договора с аудиторской компанией, в котором четко прописываются сроки выполнения работы, ее объем и сумма вознаграждения, аудитор приступает к работе.

Проведение аудиторской проверки и сбор аудиторских данных

Специалист изучает учредительную документацию, а также рассматривает скорость развития компании, финансовую ситуацию на предприятии, оценивает работу бухгалтерии и кадровую политику компании, учитывая при этом отрасль, в которой работает фирма. Важная часть проверки — сбор документов, исследование финансовых отчетов и оценка выборки, а также проверка всей документации и финансовых документов на соответствие требованиям закона.

Подготовка заключения аудиторской проверки

После завершения проверки аудитор составляет аудиторское заключение. Это официальный документ, в котором отражена экспертная оценка достоверности финансовой документации предприятия, а также рекомендации по минимизированию финансовых рисков, заключение о имущественном положении предприятия и выводы о его деятельности за отчетный период.

Аудиторское заключение может быть немодифицированным или модифицированным. Немодифицированное заключение — это положительный результат проверки, не выявившей несоответствия и явных нарушений. Модифицированное заключение означает, что в документации есть недостатки. Такое заключение может содержать:

  • мнение аудитора с оговоркой;
  • отрицательное мнение;
  • отказ от выражения мнения.

Чтобы сократить время проведения аудиторской проверки, к ней следует тщательно подготовиться. Компания должна предоставить эксперту-аудитору всю организационно-распорядительную документацию, первичные документы (в частности, накладные, счета, акты выполненных работ и прочие), бухгалтерские и налоговые регистры, приходные и расходные кассовые ордеры, исправительные проводки (про этот пункт очень часто забывают, а между тем именно по этому поводу у аудитора нередко возникают вопросы). Если ваша компания уже проходила аудит, будьте готовы предоставить также все предыдущие аудиторские заключения.

Проведение аудиторской проверки требует предельной точности и сосредоточенности, высокого профессионализма, знания законодательства и особенностей бухгалтерского и налогового учета в разных сферах деятельности. Однако скорость работы аудитора зависит не только от его профессиональных качеств, но и от того, насколько хорошо компания подготовилась к проверке. Все описанные выше меры помогут вам сберечь время, а значит — и деньги.

Как заключение аудиторской проверки может сказаться на дальнейшей деятельности компании

«Работа аудитора связана с огромной ответственностью, — говорит Елена Межуева, руководитель практики «Финансовое консультирование» КСК групп. — Аудитор отвечает за истинность результатов своего заключения. На практике это означает, что если выводы и сведения, обозначенные в заключении, были неверными или заведомо ложными, из-за чего у компании-заказчика начались проблемы, она имеет полное право взыскать ущерб с аудиторской фирмы. Поэтому заказчик должен быть стопроцентно уверен в компетентности аудитора, ведь последствия неправильно или небрежно проведенной проверки могут быть очень существенными. Сегодня очень много аудиторских фирм, но я не рекомендую обращаться в первую попавшуюся или самую недорогую — вы сами понимаете, что услуги специалистов высокого класса не могут обходиться дешево. В конце концов, речь идет о репутации вашей компании.

КСК групп работает на рынке аудита уже более 20 лет и, согласно рэнкингу «Эксперт РА» за 2016 год , является одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России. Потому мы можем предложить действительно высокий уровень сервиса — у нас на данный момент работает более 300 высококвалифицированных специалистов, компания оказывает весь спектр услуг: от аудита всех типов до помощи в поисках инвестиций, от создания действенных маркетинговых стратегий до разработки системы внутреннего контроля».

P.S. КСК групп — одна из крупнейших аудиторско-консалтинговых групп страны. Сфера деятельности компании охватывает все услуги, имеющее отношение к налогам, управлению, автоматизации, международному структурированию, маркетингу, правовым вопросам и HR.

Аудиторская проверка может не только оптимизировать бизнес-процессы, но и способствовать успешному развитию компании в будущем.

По итогам аудиторской проверки компания-заказчик может получить несколько вариантов оптимизации бизнес-процессов с учетом отраслевой направленности:

  • производство;
  • торговля;
  • строительство и девелопмент;
  • транспорт;
  • услуги и сервис (В2В).

Узнать подробнее об аудиторских услугах.

Проведение бухгалтерского аудита независимой консалтинговой компанией актуально, когда требуется:

  • определить текущее положение дел;
  • выявить возможные ошибки в отчетности;
  • разработать план по восстановлению системы учета;
  • упростить отношения с кредиторами, контрагентами и контролирующими органами.

Заказать услугу.

При необходимости получить полную и достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности компании можно провести инициативный аудит.

В крупных аудиторских компаниях можно заказать комплексный пакет услуг для различных сфер бизнеса. Это возможность сэкономить время и деньги.

Затраты на проверку при грамотном выборе аудиторской компании могут быть оправданы ростом прибыли компании-заказчика в несколько раз.

Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Важ­ная и не­об­хо­ди­мая часть ауди­тор­ско­го за­клю­че­ния — пол­ная бух­гал­тер­ская от­чет­ность ком­па­нии, ко­то­рая про­хо­ди­ла про­вер­ку. По­за­боть­тесь о сбо­ре не­об­хо­ди­мой до­ку­мен­та­ции за­ра­нее — это зна­чи­тель­но уско­рит про­цесс ауди­та.

Аудит налогообложения: виды, методы и особенности проведения

Аудит отчетности по МСФО: особенности проведения и цели процедуры

Due diligence (дью дилидженс): что это за процедура и как она проводится?

© 2021 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Читайте также  Кадровый аудит структура

Аудит отчетности организации

  • Убедиться в достоверности учета и отчетности можно с помощью аудита. Одни компании проводят аудит по собственной инициативе, другие обязаны это делать согласно законодательству РФ.

    Цели аудита отчетности

    Цель аудиторской проверки — выражение мнения о достоверности отчетности и правильности ведения учета в соответствии с законодательством. По итогам проверки специалисты составляют аудиторское заключение.

    Для достижения обозначенной цели в ходе проверки нужно выполнить следующие задачи:

    • собрать достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
    • опираясь на собранные аудиторские доказательства, сделать выводы о достоверности финансовой отчетности;
    • зафиксировать в отдельном документе замечания и рекомендации по их исправлению.

    Аудит бухгалтерской отчетности

    Аудит бывает обязательным и инициативным.

    Обязательный аудит проходят организации согласно законодательству РФ.

    Инициативный аудит проводят компании исходя из своих потребностей. Руководитель организации заключает с аудиторской фирмой договор, и в оговоренные сроки аудиторы проводят инициативную проверку. В этом случае можно проверить все участки учета, а можно выбрать отдельные объекты.

    В ходе инициативного аудита можно:

    • Проверить достоверность финансовой и бухгалтерской отчетности. Это поможет выявить слабые места и ошибки в документации, вовремя скорректировать учет. Безопаснее найти и устранить ошибки до того, как придет налоговый инспектор. Кроме того, с аудиторским заключением на руках проще привлечь инвесторов.
    • Проверить знания и квалификацию бухгалтерской службы предприятия. При необходимости направить сотрудников на повышение квалификации, запланировать обучающие семинары.
    • Проанализировать налоговые риски и снизить их до минимума.

    Также аудит делится на внутренний и внешний. Внутренняя проверка чаще всего проводится штатными аудиторами организации. Внешний аудит осуществляют независимые аудиторские организации с целью объективной оценки состояния учета и отчетности.

    Качественный аудит поможет реально оценить работу бухгалтерской службы предприятия, увидеть проблемы в документообороте и учете в целом.

    Кто подлежит обязательному аудиту

    Обязательный аудит должны проходить организации, которые соответствуют определенным критериям.

    В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» выделено шесть критериев:

    1. Организация имеет форму акционерного общества.
    2. Ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.
    3. Компания является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.
    4. Выручка компании за предыдущий год превышает 400 млн рублей или валюта баланса свыше 60 млн рублей.
    5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.
    6. Организация обязана проходить аудит в силу определенных законов. Например, застройщики, государственные корпорации и другие.

    Обязательный аудит необходим, если организация соответствует хотя бы одному из перечисленных критериев.

    Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

    Фиксированных сроков для проведения аудита законом не установлено. Одни организации предпочитают проводить аудит в несколько этапов, другие — приглашают аудиторов после завершения отчетного года.

    Не все аудиторы вправе проводить обязательный аудит. Минфин размещает на своем сайте перечень организаций и индивидуальных аудиторов, которым разрешено проводить обязательный аудит. Привлекать к проверке индивидуальных аудиторов запрещено ряду компаний: кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам и т.д. (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

    Порядок проведения аудита зависит от разных факторов. В целом можно выделить следующие этапы работы с аудиторской компанией:

    1. Анализ задач и определение стоимости аудита.
    2. Утверждение сроков проверки.
    3. Формирование группы аудиторов.
    4. Аудиторская проверка ведения учета и бухгалтерской отчетности.
    5. Составление отчета и рекомендаций.
    6. Оформление аудиторского заключения.
    7. Консультирование заказчика, разъяснение предоставленных рекомендаций.

    До подписания договора аудиторы тщательно изучают клиента. Независимые аудиторы смотрят на техническое оснащение и автоматизацию учета на предприятии, оценивают специфику деятельности и квалификацию штатных бухгалтеров, анализируют финансовое состояние, проверяют наличие обязательств и судебных разбирательств.

    Далее аудиторская компания разрабатывает план проверки и график с указанием дат. Подбираются специалисты для каждого этапа работ.

    Начинается проверка. Для получения доказательств аудиторы выполняют специальные процедуры: пересчет, осмотр, устный опрос сотрудников, подтверждение, инспектирование, изучение документов.

    Собрав и проанализировав доказательства, специалист готовит аудиторский отчет и заключение. Аудиторское заключение будет положительным, если не найдено ни одного отрицательного факта. Если обнаружены ошибки и неточности, выдается модифицированное заключение. В некоторых случаях аудитор может оформить отказ в выражении мнения.

    Аудиторское заключение передается в налоговую инспекцию. Компания может сдать заключение вместе с отчетностью или отдельно. Крайний срок подачи аудиторского заключения в ФНС — 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом утвержденное заключение нужно сдать в течение десяти дней с момента его подписания.

    До 2020 года нужно было представлять отчетность и аудиторское заключение в органы статистики. Сейчас такая обязанность отменена.

    Какие документы подлежат проверке

    При аудите отчетности специалисты изучают не только годовую бухгалтерскую отчетность, но и различные реестры, договоры, счета, кадровые и прочие сопутствующие документы.

    В частности, аудиторы могут запросить:

    • первичную документацию для проверки оформления и законности сделки;
    • инвентаризационные ведомости;
    • документы по созданным резервам;
    • договоры;
    • учредительные документы;
    • выписки банка;
    • бухгалтерскую отчетность и декларации;
    • оборотно-сальдовые ведомости, анализ и карточки счетов;
    • кадровые приказы;
    • авансовые отчеты;
    • штатное расписание и др.

    Аудиторы проверяют не только документы, но и различные расчеты. Например, начисление зарплаты, расчет налогов и пеней, расчет курсовых разниц и материальной выгоды и т.п.

    Аудиторская компания оценивает финансовые риски аудируемого лица. Анализирует переплаты и задолженность перед контрагентами и бюджетом. По результатам оценки аудиторы дают рекомендации по устранению ошибок и минимизации рисков.

    Типичные ошибки и нарушения

    Часть возможных нарушений зависит от специфики деятельности проверяемого лица. К общим и распространенным ошибкам независимо от сферы работы можно отнести:

    • неверные расчеты налоговых платежей;
    • расхождения отчетных показателей;
    • отсутствие разрешительной документации (лицензий, сертификатов, деклараций и прочих разрешительных документов);
    • инвентаризационные и арифметические ошибки;
    • несоблюдение контрольных соотношений в отчетности или противоречия в разных отчетах (например, выручка от реализации без видимых причин разная в декларациях по НДС и прибыли);
    • неверное заполнение реквизитов;
    • арифметические ошибки;
    • неправильный расчет доходов и расходов;
    • свернутое отражение дебиторской и кредиторской задолженности. Задолженность должна быть сформирована в разрезе договоров по каждому контрагенту, чтобы можно было разделить дебиторскую и кредиторскую задолженность;
    • уставный капитал по балансу не совпадает с капиталом, заявленным в уставе компании;
    • уставный капитал не оплачен или оплачен не полностью;
    • отсутствуют первичные документы;
    • не начислены положенные резервы;
    • нарушается лимит кассы и т.д.

    Нарушения по основным средствам:

    • не проводятся реальные инвентаризации, в результате фактические остатки имущества и задолженности не совпадают с отраженными в учете;
    • не соблюдаются сроки постановки основных средств на учет;
    • отсутствует аналитический учет;
    • расходы на модернизацию или инвентаризацию учтены неправомерно;
    • документооборот разных операций нарушен.

    Налоговые нарушения:

    • в договоре аренды не указана стоимость объекта аренды. В результате возникают трудности с исчислением имущественных налогов;
    • необоснованное занижение налогов;
    • НДС принимается к вычету без подтверждающих документов;
    • не отражены пени, штрафы по налогам;
    • неверное отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с ИФНС. Организация обязана отражать в отчетности расчеты с бюджетом в суммах, согласованных с ИФНС. Перед составлением баланса нужно провести сверку с налоговой инспекцией и устранить расхождения;
    • не отражены (несвоевременно отражены) судебные расходы, неустойки, штрафы. Полученные и уплаченные по суду неустойки и штрафы налогоплательщик обязан отражать во внереализационных доходах или расходах на дату вступления в силу решения суда. Часто информация о судебных разбирательствах поступает в бухгалтерию с задержкой. Несвоевременное отражение доходов приводит к занижению налоговой базы и, как следствие, налога на прибыль.

    Ответственность

    За непроведение обязательного аудита или непредставление аудиторского заключения предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ.

    Если не сдать заключение аудиторов в ФНС, компанию ждет наказание в виде штрафа от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). За это же нарушение могут наказать должностное лицо, оштрафовав на 300–500 рублей.

    Если налоговый инспектор при проверке обнаружит, что в организации отсутствуют заключения аудиторов, должностное лицо может поплатиться штрафом в размере 5 000–10 000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Совершив подобное нарушение повторно, должностное лицо заплатит в два раза больше (10 000–20 000 рублей).

    Самые высокие штрафы грозят акционерным обществам. Как известно, АО обязаны публиковать отчетность и аудиторское заключение на специальных интернет-площадках. Контроль публикации возложен на Центральный банк России. Если обнаружится, что информация не размещена, то юридическое лицо могут оштрафовать. Штраф колеблется от 700 000 до 1 000 000 рублей. Должностное лицо, допустившее такое нарушение, заплатит от 30 000 до 50 000 рублей или будет дисквалифицировано на срок до двух лет (ст. 15.19 КоАП РФ).

    Отдельная ответственность предусмотрена для некоммерческих организаций (НКО). За непредставление заключения аудиторов на НКО, выполняющую функцию иностранного агента, или на структурное подразделение иностранной неправительственной НКО будет наложен штраф от 100 000 до 300 000 рублей. Должностные лица таких организаций могут заплатить от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). В данном случае речь идет о несдаче заключения в Минюст.

    Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет два года с момента совершения административного правонарушения. Уплата штрафа не освобождает от выполнения обязательств. Если организация подлежит обязательному аудиту, его придется пройти и сдать в контролирующие органы соответствующее заключение.

    Готовую бухгалтерскую отчетность можно отправить с помощью системы Контур. Экстерн. Также здесь можно заполнить и отправить в контролирующие органы декларации, налоговые и статистические отчеты. Сервис автоматически проверит контрольные соотношения в формах и укажет на недочеты. Вы сможете отследить прием отчетности. При положительном исходе в системе появится уведомление о приеме. Если отчет не примут, вы узнаете об этом из уведомления.