Примерный план полной инициативной аудиторской проверки

План и программа аудита

  • Как вид аудита влияет на план и программу аудита
  • Разбираемся с терминами: МСА или ФПСАД
  • Для чего составляются общая стратегия и план аудита
  • Как выглядит заполненный образец стратегии и плана аудита (пример)
  • Итоги

Как вид аудита влияет на план и программу аудита

Планирование — обязательный этап в процессе подготовки и проведения любого вида аудита (финансового, кадрового, инвестиционного, технического, промышленного и др.). Документами планирования являются планы, графики, программы и т. д. У каждого такого документа свое назначение. Например:

  • План содержит описание областей проверки, сроки ее проведения, составы групп исполнителей и их распределение по участкам контроля.
  • В программах аудита расписываются процедуры, которые проводятся на конкретном участке контроля.

Требования к составу, содержанию и форме документов планирования, а также описание технологии их составления содержатся в разных документах в зависимости от вида аудита. Это могут быть международные или утвержденные на федеральном уровне стандарты (правила), ГОСТы, внутренние инструкции компаний и предприятий.

Об особенностях проведения разных видов аудита рассказывают материалы нашей одноименной рубрики, например:

Провести аудит основных средств, в т. ч. с учетом сложной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, вам помогут разъяснения профессионального аудитора. Посмотреть их можно в КонсультантПлюс, бесплатно получив пробный полный доступ к системе.

Далее подробнее остановимся на документах планирования независимого аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Разбираемся с терминами: МСА или ФПСАД

Как составить план и программу аудита бухгалтерской отчетности? Прежде чем искать ответ на этот вопрос, разберемся с терминологией.

Планирование в этой области аудита до 2017 года происходило по отечественным правилам. Без предварительно разработанных плана аудита и программы аудита не проводилась ни одна аудиторская проверка. Общий план аудита и программа аудита составлялись по нормам Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 3 «Планирование аудита». Каждому документу был посвящен отдельный раздел:

В настоящее время отечественные стандарты аудита отменены. Аудиторская деятельность, в том числе процедуры планирования аудита, осуществляется по МСА — Международным стандартам аудита (п. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Такие понятия, как «общий план аудита» и «программа аудита», в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» отсутствуют (введен в действие в РФ приказом Минфина от 09.01.2019 № 2н). Стандарт оперирует терминами «общая стратегия аудита» и «план аудита»:

Таким образом, применение привычного для практикующих аудиторов и студентов финансовых вузов термина «общий план аудита» некорректно. Программы аудита по-прежнему разрабатываются и используются, хотя в МСА 300 они не упомянуты.

О планировании в различных сферах деятельности рассказывается в материалах:

Для чего составляются общая стратегия и план аудита

Общая стратегия и план аудита обязательно включаются в состав аудиторской документации. Процессу их оформления предшествуют:

  • обсуждение стратегии аудита;
  • составление перечня необходимых аудиторских процедур;
  • распределение задания между членами аудиторской группы;
  • утверждение временных рамок выполнения этапов аудиторского задания.

Составлению плана всегда предшествует разработка общей стратегии аудита. Что она включает, смотрите на рисунке:

Из содержания ныне не действующего п. 8 ФПСАД № 3 следует, что общий план проведения аудита составляется для определения предполагаемых объемов и порядка проведения аудиторской проверки. Международные стандарты предусматривают следующее назначение для плана аудита (п. 9 МСА 300):

Как по отечественным, так и по международным стандартам план аудита описывает характер, сроки и объемы аудиторских процедур, выполняемых членами аудиторской группы.

В целом планирование — продолжительный циклический процесс, длящийся на протяжении всей аудиторской проверки. К примеру, на предварительном этапе планирования производится оценка рисков. Результат такой оценки влияет на характер, объем и сроки последующих аудиторских процедур. Поэтому запланировать их ранее, чем будут оценены риски, невозможно. Кроме того, часть последующих аудиторских процедур (по оценке отдельных видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации) можно начать до начала всех остальных аудиторских процедур.

Как выглядит заполненный образец стратегии и плана аудита (пример)

Универсальных способов заполнения бланков стратегии и плана аудита не существует, так как каждое предприятие (аудируемое лицо) обладает специфическими особенностями и требует персонального подхода, оценки рисков и формирования ресурсов для проведения аудита. Как может выглядеть стратегия аудита, смотрите на рисунке:

После того как будет утверждена общая стратегия аудита, разрабатывается план. Пример плана аудита (выдержку) смотрите на рисунке:

В интернете можно встретить заполненные образцы общего плана аудита, но признать их актуальными затруднительно, так как понятие «общий план аудита» и правила его составления регламентированы не действующим в настоящее время стандартом.

На нашем сайте вы найдете актуальные образцы бухгалтерских и кадровых документов, налоговых деклараций, отчетов и регистров:

Итоги

Планирование является важным этапом любой аудиторской проверки. При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности его проводят исходя из требований международных стандартов аудита. Процесс планирования подлежит документированию, в том числе обязательно оформляются план и общая стратегия аудита. У каждого документа свое назначение. Для каждого аудируемого лица документы составляются персонально с учетом потенциальных рисков и последующих аудиторских процедур.

Инициативный аудит как инструмент для принятия правильных управленческих решений

Инициативный аудит — добровольная, «по желанию» собственников или руководства компании, проверка достоверности и правильности бухгалтерского и налогового учета, информации в финансовой отчетности, позволяющая объективно оценить состояние бизнеса. Результаты инициативного аудита позволяют своевременно устранить выявленные недостатки, минимизировать риски штрафных санкций, выявить внутренние резервы компании и принимать верные стратегические решения.

Основные отличия инициативного аудита от обязательного

Главным отличием инициативной проверки от обязательной является добровольность ее проведения. Компания не обязана ее проводить, поэтому за отсутствие аудиторского заключения по результатам такой проверки ее невозможно оштрафовать.

Случаи проведения обязательного аудита финансовой отчетности содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № «Об аудиторской деятельности».

Виды инициативного аудита

Проведение «добровольной» проверки может быть внутренним и внешним.

Внутренний аудит проводит собственная служба компании — служба внутреннего аудита. Это деятельность по оценке работы компании и повышению эффективности процессов корпоративного управления организацией, управления рисками, а также процессов внутреннего контроля. Плюсом внутреннего аудита является то, что аудиторы хорошо знают компанию изнутри, консультируют руководителей отдельных подразделений по юридическим, финансовым, организационным вопросам с учетом специфики конкретного производства, помогают устранить неточности в работе.

Определение внутреннего аудита компании закреплено в Международном стандарте аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», утв. приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н.

Однако для объективного анализа финансово-хозяйственной деятельности компании, состояния ее дел и получения беспристрастного отчета рекомендуем прибегать к услугам независимых аудиторских фирм.

Внешний инициативный аудит проводят привлеченные эксперты: аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, которые являются членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов и обладают квалификационным аттестатом аудитора.

Обязательность вступления в профессиональные сообщества закреплена в Федеральном законе от 30.12.2008 № «Об аудиторской деятельности».

Кто инициирует проверку

Проведение инициативного аудита не регламентируется законодательством РФ и включает в себя различные проверки по усмотрению и желанию заказчика.

Обычно инициативный аудит как проведение «добровольной» проверки финансовой отчетности компании, эффективности ведения бухгалтерского и налогового учета проводится по инициативе ее собственников (учредителей, участников, акционеров) и руководства (генерального директора, директора, президента) в случаях:

  • смены руководства компании;
  • увольнения главного бухгалтера;
  • реорганизации бизнеса;
  • сомнения в качестве ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • преддверия выездной налоговой проверки и пр.

В Законе «Об аудиторской деятельности» содержится общий термин «аудируемое лицо», «лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг». Под аудируемым лицом следует понимать организацию, чья отчетность проверяется аудитом. А лицом, заключившим договор на аудит (заказчиком), может быть как сама аудируемая организация, так и любой из ее собственников (участник или акционер).

Заключение аудитора (конечный результат инициативного аудита) передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг (п. 4 ст. 6 Закона № 307-ФЗ).

Инициативный аудит по общему правилу проводится по решению общего собрания участников — в обществах с ограниченной ответственностью (пп. 10 п. 2 ст. 33, ст. 48 Закона № 14-ФЗ «Об ООО»), общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества — в акционерных обществах (п. 3 ст. 85, п. 2 ст. 86 Закона № 208-ФЗ «Об АО»).

Однако ст. 48 Закона об ООО предусмотрено два различных случая назначения аудита: по инициативе и за счет общества, и по инициативе и за счет его участника. Во втором случае решение общего собрания участников общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется, общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2008 г. N 17869/07).

В акционерных обществах отдельный акционер также может требовать аудиторской проверки АО, однако для этого необходимо владение 10 и более процентами голосующих акций этого АО (п. 3 ст. 85 Закона об АО).

Читайте также  Налоговый учет аудита охраны труда

Что дает инициативный аудит компании заказчика

Проведение инициативного аудита дает возможность руководству компании заранее проверить достоверность информации в учете и финансовой отчетности и своевременно принять решение о необходимости конкретных действий, избежав штрафов при проведении плановых, выездных проверок.

«Добровольное» проведение аудита может включать в себя ряд сопутствующих услуг (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № «Об аудиторской деятельности»):

  • постановку, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций;
  • бухгалтерское, налоговое и управленческое консультирование;
  • юридическую помощь;
  • обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью и т.д.

Инициативный аудит помогает понять правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, отражения учетных операций, при необходимости, принять меры по оптимизации бухгалтерской службы компании.

При продаже бизнеса инициативный аудит организации дает информацию об активах и текущих обязательствах компании, выручке и расходах, дебиторской и кредиторской задолженности и других финансовых показателях, необходимых для оценки рисков и объективной стоимости компании.

Как проводится инициативный аудит

Инициативная проверка компании может охватывать:

  • всю бухгалтерскую, налоговую или финансовую отчетность;
  • ее отдельные направления, например, налогооблагаемую базу по прибыли, НДС, дебиторскую или кредиторскую задолженность, чистые активы компании, краткосрочные или долгосрочные обязательства, нераспределенную прибыль, определенные группы расходов, расчеты с контрагентами, приходные и расходные кассовые операции и др.

Перечень подлежащих проверке участков учета зависит от масштабов компании и того, какие статьи баланса, регистры налогового учета и документы финансовой отчетности в большей степени нуждаются в проверке и подтверждении.

Инициативный аудит налогов (налоговый аудит) как аналог выездной налоговой проверки наиболее актуален в сегодняшнее время. При этом специалисты-аудиторы анализируют и контролируют правильность определения налоговой базы, расчета налогов и налоговую отчетность компании, помогают оптимизировать налогооблагаемую базу.

Инициативная проверка проводится:

  • сплошным способом — изучение и анализ всех совершенных операций, отраженных в первичных документах и отчетах и правильности их отражения в бухгалтерском и налоговом учете;

Этот способ проверки весьма трудоемок и применяется, как правило, на тех участках деятельности компании, которые связанны с движением денежных средств, основных средств и других активов и пассивов организации в соответствии с заданием, указанным в программе инициативного аудита.

  • выборочным способом — проверка содержания части операций (как правило, наиболее крупных по стоимости), отраженных в первичных документах и отчетах определенного периода.

Выборочный способ позволяет делать вывод о качестве учета компании в целом, однако существует риск пропустить ошибки. Поэтому на практике компании чаще заказывают услугу инициативного аудита сплошным способом, несмотря на его трудоемкость и, как следствие, более высокую стоимость.

В процессе проведения инициативного аудита организации специалисты-аудиторы выполняют следующие работы:

  • анализ системы внутреннего контроля компании;
  • анализ ее учетной политики;
  • анализ корректности отображения операций в учете;
  • анализ ведения налогового учета, заполнения налоговых регистров, расчетов и деклараций;
  • анализ расчетов с бюджетом и контрагентами;
  • анализ стоимости активов компании;
  • анализ специфических операций;
  • др. расширенные проверки, требуемые по техническому заданию.

По итогам проверки инициатор аудита вправе получить отчет (заключение) аудиторской организации о проверке. Требования к этому документу при проведении инициативного аудита те же, что и для обязательного.

Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №

Программа внутреннего аудита: примеры и способы автоматизации

Программа внутреннего аудита — это детальное пошаговое описание и содержание процедур, обязательных к проведению для достижения целей аудиторского задания. Перед ее подготовкой нужно рассчитать риски и уровни существенности.

О нюансах ее составления, планах внутреннего аудита и применениях аудиторских процедур на своем вебинаре Методики организации и проведения аудиторской проверки рассказывала тьютор, дипломированный аудитор и член Международного Института Внутренних Аудиторов Наталья Гойло. Этот вебинар лег в основу материала. Его дополнили информацией об этапах планирования и примерами ручной и автоматизированной программы аудита.

Место и значение программы при организации внутреннего аудита

В настоящее время выделяют четыре подхода к формированию методик аудиторской проверки: учетный, правовой, отраслевой и специальный. Какую бы методику ни выбрал аудитор, в нее входят следующие элементы:

  • нормативная база;
  • информационная база;
  • ожидаемые или часто встречающиеся нарушения;
  • программа проверки;
  • применяемые процедуры и их последовательности.

Программа проверки относится к одному из основных элементов методики. А если разделить проведение аудита на этапы, то разработка программы относится к этапу планирования.

При планировании необходимо рассчитать риски и уровни существенности, составить план и программу внутреннего аудита.

Программа внутреннего аудита — это результат планирования. В ней детально пошагово прописывают содержание тех процедур, которые будут применять для достижения аудиторского задания.

Программа проверки может быть типовой или индивидуально разработанной для проверки конкретного объекта.

В каких случаях использовать типовую, а в каких индивидуальную программу? Покажем на примерах:

  1. Проверяем холдинг, у которого 15 дочерних предприятий в разных регионах. При этом все они занимаются торговой деятельностью. Здесь подойдет типовая программа для проверки дочерних предприятий.
  2. Проверяем холдинг, в составе которого:
    • материнская компания, которая занимается кондитерской деятельностью;
    • дочерняя компания по производству сырья — сахарный завод;
    • дочерняя компания по реализации продукции — фирменный магазин.

Здесь программа проверки каждого из субъектов хозяйственной деятельности будет отличаться. То есть ее необходимо разрабатывать индивидуально.

В службе внутреннего аудита чаще всего хранится набор стандартных рабочих программ, в которые сотрудники вносят изменения в зависимости от целей и объемов задания. А для проведения новых видов аудита, которые ранее в компании не проводили, СВА разрабатывает индивидуальные программы.

Разработанная программа не остается неизменной до конца проверки. В ходе проведения аудита в программу можно, и даже нужно вносить изменения.

Готовую программу, как и все последующие изменения к ней утверждает руководитель СВА. Это дает уверенность в том, что:

  • будут выполнены необходимые процедуры для достижения цели;
  • сформировано четкое представление у каждого члена аудиторской команды о необходимых процедурах;
  • исключено дублирование работ членами команды;
  • работа будет выполнена в установленных временных и бюджетных рамках.

Примеры составления программы внутреннего аудита

Рассмотрим пример программы для проведения проверки долговых обязательств. Вначале соберем предпосылки для подготовки финансовой отчетности либо утверждения, которые должны быть проверены в ходе аудита (таблица 1).

Таблица 1 — Предпосылки для проведения проверки долговых обязательств

Все кредиты и займы полностью отражены в бухгалтерской отчетности

Все кредиты и займы, отраженные в бухгалтерской отчетности, реально существуют и относятся к отчетному периоду. Хозяйственные операции и события имели место в отчетном периоде

Кредиты и займы соответствуют деятельности клиента

Все кредиты и займы правильно сгруппированы в бухгалтерской отчетности и соответствующим образом раскрыты

Полнота, существование, точное измерение

Все проценты по кредитам начислены и отражены в бухгалтерской отчетности

Далее разработаем программу, в которой каждую из указанных предпосылок надо раскрыть. В нее включим цели и перечень процедур. Часть готовой программы показана в таблице 2.

Таблица 2 — Программа аудита долговых обязательств

Цели (предпосылки из табл.1)

Остатки по счетам, подлежащие проверке в данном разделе, должны соответствовать остаткам по сальдовой ведомости (Главной Книге) клиента.

Проверьте правильность математических вычислений. Сделайте перекрестные ссылки с рабочих документов на сальдовую ведомость.

Получите перечень всех долговых обязательств, которые должны соответствовать данным бухгалтерской отчетности и содержать расшифровку по краткосрочной и долгосрочной задолженности. Проверьте точность математических вычислений. Рассмотрите:

Получите подтверждение существенных долговых обязательств или займов, не погашенных на отчетную дату составления баланса

Такая программа используется на небольших аудиторских заданиях, где кредиты и займы занимают значительный удельный вес среди объектов бухгалтерского учета.

Как правило, программу создают в виде таблиц в редакторах MS Word или Excel. Еще в последнее время используют таблицы и документы Google. В них могут одновременно вносить данные несколько сотрудников, что упрощает процесс оформления аудиторской проверки.

Ниже приводим часть программы внутреннего финансового аудита расчетов с подотчетными лицами. В ней указано:

  • кто проводит проверку;
  • в пределах какого периода;
  • какие процедуры будет выполнять;
  • какими документами руководствоваться;
  • каким способом проводить проверку.

В примечаниях аудитор отразит найденные ошибки, напишет выводы и заключение.

Программа аудита для проверки учета запасов

Пример программы проведения внутреннего аудита

Еще один образец программы внутреннего аудита, созданный в Excel. Здесь указаны аудиторские процедуры и исполнители, а также сделаны гиперссылки на страницы с рабочими документами. Исполнители будут ставить отметки о выполнении и писать выводы и примечания.

Программа аудита дебиторской задолженности

Существует также специализированное программное обеспечение для проведения аудиторских проверок и их документирования. В нем можно видеть общую программу: раскрывать риски, расписывать необходимые процедуры внутреннего аудита для подтверждения той или иной предпосылки финансовой отчетности и т. д.

Читайте также  Критерии обязательной аудиторской проверки в году

Программа аудита, составленная в ПО CaseWare

Ниже более детально показан контрольный лист учета запасов, в который вынесено:

  • какие будут выполняться процедуры;
  • какие будут оцениваться и проверяться предпосылки подготовки финансовой отчетности;
  • какие результаты, замечания и ссылки сделает аудитор;
  • возможность подсчета предварительного и итогового уровня существенности для данного субъекта хозяйствования.

Программа аудита для проверки учета запасов

Программное обеспечение для автоматизации внутреннего аудита

В предыдущем разделе мы упомянули, что существует специализированное программное обеспечение, в котором удобно создавать аудиторскую документацию. Теперь кратко расскажем о нескольких его представителях.

  1. CaseWare Audit — программный продукт, разработанный компанией CaseWare International (CWI). Предлагает следующие возможности:
    • использование встроенных шаблонов документов и создание новых;
    • использование встроенной библиотеки рисков для управления рисками и обеспечения контроля;
    • встроенный оптимизатор аудита: команда может начать аудит с файла, специально созданного для ее участия;
    • создание пробного баланса, который в дальнейшем позволяет автоматически создавать финансовые отчеты, ведомости и коэффициенты;
    • совместная работа в реальном времени.
  2. AuditXP Professional — программа для автоматизации проверок и документирования аудита по международным стандартам аудита. Возможности:
    • автономная работа на ноутбуках с последующей выгрузкой результатов в единую базу;
    • подписание документов электронной подписью;
    • сравнение данных бухгалтерской базы и бухгалтерской отчетности клиента;
    • добавление разделов и процедур с внешних файлов;
    • полный комплект рабочих документов по МСА и ФСАД.
  3. AutoAudit — программное обеспечение от компании Refinitiv. Возможности:
    • встроенные функции для оценки рисков, с помощью которых можно создавать и применять собственные методы оценки рисков для улучшения процесса планирования аудита;
    • централизованный подход — позволяет облегчить процесс проверки для всех сотрудников, в том числе для аудиторов, работающих в удаленном режиме;
    • использование стандартных и создание собственных настраиваемых документов; для создания отчетов данные извлекаются непосредственно из приложения.

Итоги

Программу внутреннего аудита составляют в конце этапа планирования и утверждают у руководителя СВА.

Основные пункты, которые вносят в программу:

  • перечень процедур для проведения внутреннего аудита;
  • проверяемые предпосылки;
  • исполнитель;
  • результат.

Удобнее всего ее создавать в таблицах Excel или Google, а также с помощью специализированного ПО для работы в области аудита.

Аудиторская проверка: зачем она нужна и как она проводится

К какой бы сфере не относилась деятельность вашей компании, рано или поздно потребуется аудиторская проверка . Это касается не только крупных предприятий с огромным штатом и сложной бухгалтерией, но и небольших фирм. Это важная и ответственная процедура, необходимая в первую очередь самой компании.

Понятие аудиторской проверки

Аудиторская проверка — это сбор, оценка и независимый анализ данных о ведении бухгалтерии и финансовом состоянии компании. Проведение аудиторской проверки дает владельцу бизнеса представление о том, насколько точна бухгалтерия, соответствует ли финансовая отчетность реальному положению дел и нет ли у предприятия проблем с налогами.

В каких случаях может быть назначена процедура

Аудиторская проверка может быть как обязательной, так и добровольной. Обязательную аудиторскую проверку компания должна проводить ежегодно. Она также может проводиться по решению суда. Ежегодная аудиторская проверка — это требование Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В этом нормативном акте прописаны не только условия, при которых проверка вменяется в обязанность, но и ее порядок, а также требования к лицам и организациям, которые вправе проводить аудит. Требование обязательной ежегодной аудиторской проверки относится, например, к:

  • любым АО;
  • страховым организациям;
  • компаниям, являющимся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  • негосударственным пенсионным или иным фондам;
  • кредитным организациям;
  • клиринговым организациям;
  • обществам взаимного страхования;
  • организаторам торговли;
  • акционерным инвестиционным фондам;
  • компаниям (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), выручка которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей.

Однако заказать аудит можно и добровольно, так сказать, в профилактических целях. Нередко владельцы компаний обращаются в аудиторские компании, чтобы проверить работу собственного отдела бухгалтерии, оценить возможные финансовые риски. Эта процедура осуществляется также при изменениях в составе учредителей или смене владельца фирмы.

Аудиторскую проверку могут проводить как аудиторские компании, так и частные аудиторы. Однако для осуществления подобной деятельности любой аудитор должен сдать соответствующий экзамен и получить специальный аттестат. Если речь идет об аудиторской компании, то она обязана входить в какую-либо саморегулируемую организацию (СРО). Они контролируют добросовестность работы аудиторских компаний.

Виды аудиторских проверок

Существует определенная классификация типов аудита. В зависимости от типа проверяемого объекта, способа поверки, периодичности и т.д. условно аудит можно разделить на следующие типы:

  • банковский;
  • страховых организаций;
  • бирж, инвестиционных и внебюджетных фондов;
  • государственный.

В зависимости от направления аудит принято делить на:

  • бухгалтерский;
  • юридический;
  • налоговый и др.

В зависимости от методов проверки обычно разграничивают аудит:

  • сплошной — анализируется вся документация;
  • выборочный — анализируется определенный сегмент деятельности;
  • комбинированный — анализируется вся документация по операциям, сопряженным с неким финансовым риском, и частично — все остальное.

В зависимости от типа проверки аудит бывает:

  • камеральный — проводится в помещении исполнителя на основании предоставленной заказчиком документации;
  • фактический — проводится по месту расположения проверяемого объекта.

В зависимости от периодичности принято выделять аудит:

  • единовременный;
  • периодический.

В зависимости от характера проверки традиционно разграничивают аудит:

  • внешний — проводится независимыми аудиторами со стороны;
  • внутренний — проводится силами сотрудников компании и исключительно в интересах оптимизации ее работы.

В зависимости от обязательности проверки аудит может быть:

  • обязательный — проводится в обязательном порядке, процедура регламентируется законодательством;
  • инициативный — инициатором проверки выступает компания.

Этапы проведения аудиторской проверки

Планирование

Прежде чем начать аудиторскую проверку, нужно обсудить со специалистом ряд моментов: стратегию проведения проверки, ее методы и тип, состав команды работников, которые займутся ею (далеко не всегда хватает только одного аудитора), программу проверки и ее глубину. После заключения договора с аудиторской компанией, в котором четко прописываются сроки выполнения работы, ее объем и сумма вознаграждения, аудитор приступает к работе.

Проведение аудиторской проверки и сбор аудиторских данных

Специалист изучает учредительную документацию, а также рассматривает скорость развития компании, финансовую ситуацию на предприятии, оценивает работу бухгалтерии и кадровую политику компании, учитывая при этом отрасль, в которой работает фирма. Важная часть проверки — сбор документов, исследование финансовых отчетов и оценка выборки, а также проверка всей документации и финансовых документов на соответствие требованиям закона.

Подготовка заключения аудиторской проверки

После завершения проверки аудитор составляет аудиторское заключение. Это официальный документ, в котором отражена экспертная оценка достоверности финансовой документации предприятия, а также рекомендации по минимизированию финансовых рисков, заключение о имущественном положении предприятия и выводы о его деятельности за отчетный период.

Аудиторское заключение может быть немодифицированным или модифицированным. Немодифицированное заключение — это положительный результат проверки, не выявившей несоответствия и явных нарушений. Модифицированное заключение означает, что в документации есть недостатки. Такое заключение может содержать:

  • мнение аудитора с оговоркой;
  • отрицательное мнение;
  • отказ от выражения мнения.

Чтобы сократить время проведения аудиторской проверки, к ней следует тщательно подготовиться. Компания должна предоставить эксперту-аудитору всю организационно-распорядительную документацию, первичные документы (в частности, накладные, счета, акты выполненных работ и прочие), бухгалтерские и налоговые регистры, приходные и расходные кассовые ордеры, исправительные проводки (про этот пункт очень часто забывают, а между тем именно по этому поводу у аудитора нередко возникают вопросы). Если ваша компания уже проходила аудит, будьте готовы предоставить также все предыдущие аудиторские заключения.

Проведение аудиторской проверки требует предельной точности и сосредоточенности, высокого профессионализма, знания законодательства и особенностей бухгалтерского и налогового учета в разных сферах деятельности. Однако скорость работы аудитора зависит не только от его профессиональных качеств, но и от того, насколько хорошо компания подготовилась к проверке. Все описанные выше меры помогут вам сберечь время, а значит — и деньги.

Как заключение аудиторской проверки может сказаться на дальнейшей деятельности компании

«Работа аудитора связана с огромной ответственностью, — говорит Елена Межуева, руководитель практики «Финансовое консультирование» КСК групп. — Аудитор отвечает за истинность результатов своего заключения. На практике это означает, что если выводы и сведения, обозначенные в заключении, были неверными или заведомо ложными, из-за чего у компании-заказчика начались проблемы, она имеет полное право взыскать ущерб с аудиторской фирмы. Поэтому заказчик должен быть стопроцентно уверен в компетентности аудитора, ведь последствия неправильно или небрежно проведенной проверки могут быть очень существенными. Сегодня очень много аудиторских фирм, но я не рекомендую обращаться в первую попавшуюся или самую недорогую — вы сами понимаете, что услуги специалистов высокого класса не могут обходиться дешево. В конце концов, речь идет о репутации вашей компании.

Читайте также  Кто подлежит аудиторской проверке в году

КСК групп работает на рынке аудита уже более 20 лет и, согласно рэнкингу «Эксперт РА» за 2016 год , является одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России. Потому мы можем предложить действительно высокий уровень сервиса — у нас на данный момент работает более 300 высококвалифицированных специалистов, компания оказывает весь спектр услуг: от аудита всех типов до помощи в поисках инвестиций, от создания действенных маркетинговых стратегий до разработки системы внутреннего контроля».

P.S. КСК групп — одна из крупнейших аудиторско-консалтинговых групп страны. Сфера деятельности компании охватывает все услуги, имеющее отношение к налогам, управлению, автоматизации, международному структурированию, маркетингу, правовым вопросам и HR.

Аудиторская проверка может не только оптимизировать бизнес-процессы, но и способствовать успешному развитию компании в будущем.

По итогам аудиторской проверки компания-заказчик может получить несколько вариантов оптимизации бизнес-процессов с учетом отраслевой направленности:

  • производство;
  • торговля;
  • строительство и девелопмент;
  • транспорт;
  • услуги и сервис (В2В).

Узнать подробнее об аудиторских услугах.

Проведение бухгалтерского аудита независимой консалтинговой компанией актуально, когда требуется:

  • определить текущее положение дел;
  • выявить возможные ошибки в отчетности;
  • разработать план по восстановлению системы учета;
  • упростить отношения с кредиторами, контрагентами и контролирующими органами.

Заказать услугу.

При необходимости получить полную и достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности компании можно провести инициативный аудит.

В крупных аудиторских компаниях можно заказать комплексный пакет услуг для различных сфер бизнеса. Это возможность сэкономить время и деньги.

Затраты на проверку при грамотном выборе аудиторской компании могут быть оправданы ростом прибыли компании-заказчика в несколько раз.

Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Важ­ная и не­об­хо­ди­мая часть ауди­тор­ско­го за­клю­че­ния — пол­ная бух­гал­тер­ская от­чет­ность ком­па­нии, ко­то­рая про­хо­ди­ла про­вер­ку. По­за­боть­тесь о сбо­ре не­об­хо­ди­мой до­ку­мен­та­ции за­ра­нее — это зна­чи­тель­но уско­рит про­цесс ауди­та.

Аудит налогообложения: виды, методы и особенности проведения

Аудит отчетности по МСФО: особенности проведения и цели процедуры

Due diligence (дью дилидженс): что это за процедура и как она проводится?

© 2021 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Примерный план полной инициативной аудиторской проверки

Порядок планирования и проведения внутренних аудитов

Предисловие

Настоящий Порядок планирования и проведения внутренних аудитов (далее — Порядок) разработан отделом качества Управления правового обеспечения и международного сотрудничества Федеральной службы по аккредитации (далее — Росаккредитация).

Вводится впервые после утверждения Руководителем Росаккредитации. Срок действия Порядка неограничен.

1. Цели

Основными целями внутренних аудитов системы менеджмента Росаккредитации являются:

оценка уровня соответствия системы менеджмента качества Росаккредитации требованиям заданных критериев в соответствии с требованиями законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, национальными и международными стандартами, применяемыми в деятельности Росаккредитации и иными международными требованиям.

оценка соблюдения требований системы менеджмента Росаккредитации, отраженных в документах системы менеджмента Росаккредитации, Политике в области качества Федеральной службы по аккредитации и Целях Федеральной службы по аккредитации в области качества;

определение результативности и эффективности системы менеджмента Росаккредитации;

определение направлений совершенствования системы менеджмента Росаккредитации, включая выработку комплекса корректирующих и предупреждающих действий по результатам внутренних аудитов и контроль эффективности корректирующих и предупреждающих действий.

2. Объект и область применения

Настоящий Порядок описывает цели и методы проведения внутренних аудитов системы менеджмента Росаккредитации, распределение ответственности и полномочий.

Положения Порядка применимы в деятельности при планировании, подготовке и проведении внутренних аудитов в структурных подразделениях, территориальных управлениях Росаккредитации.

Требования данной процедуры являются обязательными для исполнения структурными подразделениями и территориальными управлениями Росаккредитации и не распространяются для внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, и аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

3. Нормативные ссылки

В настоящем Порядке использованы ссылки на нормативные документы:

Руководящие документы IAF, ILAC;

Положение о Федеральной службе по аккредитации;

Положение о территориальном органе Федеральной службы по аккредитации;

Номенклатура дел Федеральной службы по аккредитации (далее — Номенклатура дел);

Руководство по системе менеджмента;

Процедура по управлению документацией;

Процедура управления корректирующими и предупреждающими действиями.

4. Термины, определения, сокращения

В настоящем Порядке применяются термины, определения и сокращения, представленные в нормативных документах, упомянутых в пункте 3 Порядка, а также:

ФГИС Росаккредитации (далее — ФГИС) — Федеральная государственная информационная система в области аккредитации;

Система менеджмента Росаккредитации — СМ;

Представитель Росаккредитации по вопросам обеспечения системы менеджмента — ПСМ.

Программа аудита — совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

План аудита — описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.

5. Общие положения

5.1. Настоящий Порядок определяет:

организацию деятельности по планированию и проведению внутренних аудитов СМ, а также взаимодействие персонала в рамках данного процесса;

содержание и последовательность этапов проведения внутренних аудитов СМ, требования к их выполнению;

требования к оформлению результатов внутренних аудитов СМ;

требования к анализу полученных результатов;

требования к хранению отчетных документов;

требования к компетентности внутренних аудиторов;

распределение ответственности персонала на всех этапах внутреннего аудита СМ;

Основанием для инициирования внутреннего аудита СМ является:

программа внутренних аудитов СМ;

изменения в процессах и документах СМ;

несоответствия, выявленные в повседневной деятельности и при внешних аудитах.

5,2. Внутренний аудит СМ проводится в соответствии с планом проведения внутреннего аудита СМ (далее — План аудита).

6. Этапы внутренних аудитов СМ

Этапы проведения внутренних аудитов СМ представлены на Схеме 1.

Этапы проведения внутренних аудитов СМ

7. Планирование внутренних аудитов

7.1. Проведение внутренних аудитов СМ осуществляется в соответствии с Программой внутренних аудитов СМ Федеральной службы по аккредитации (далее — Программа аудита) и Планами аудитов. Форма Программы аудита представлена в Приложении 1 к настоящему Порядку. Форма Плана аудита представлена в Приложении 2 к настоящему Порядку.

7.2. При составлении Программы аудита учитываются:

место и значимость процессов, предполагаемых к внутреннему аудиту СМ;

результаты предыдущих внутренних аудитов СМ;

результаты анализа деятельности Росаккредитации за прошедший период со стороны руководства;

данные систематического мониторинга функционирования СМ.

Программа аудита должна включать в себя информацию и ресурсы, необходимые для организации внутренних аудитов СМ и их результативного и эффективного проведения в установленные временные сроки, а также может включать в себя следующее:

цели для программы аудита и отдельных аудитов;

объем/количество/типы/места проведения аудитов;

процедуры программы аудита;

формирование группы (групп) по аудиту;

необходимые ресурсы, включая расходы на командировки и размещение аудиторов;

процессы, связанные с соблюдением конфиденциальности, обеспечением защиты информации.

7.3. Периодичность и объём внутренних аудитов СМ определяется в том числе с учетом результатов предыдущих аудитов.

7.4. Ответственность за общее руководство разработкой и согласованием программы внутренних аудитов СМ лежит на ПСМ. Планирование внутренних аудитов СМ может осуществляться в рамках общего планирования деятельности Росаккредитации на предстоящий период.

7.5. Программа аудита утверждается Руководителем Росаккредитации на каждый календарный год. После утверждения Программы аудита её электронный экземпляр размещается в сетевой папке Росаккредитации, если ПСМ не принято иное решение в целях обеспечения конфиденциальности.

7.6. План аудита составляется на основании Программы аудиа не позднее 30 дней до начала внутреннего аудита СМ.

8. Подготовка к проведению внутренних аудитов СМ

8.1. Для проведения внутренних аудитов СМ формируется группа внутреннего аудита. В группу внутреннего аудита может входить один или несколько внутренних аудиторов. Один из внутренних аудиторов в группе внутреннего аудита, как правило, назначается руководителем группы внутреннего аудита. Группа внутреннего аудита может включать в себя аудиторов-стажеров. Внутренними аудиторами являются сотрудники отдела качества Управления правового обеспечения и международного сотрудничества, прошедшие внутреннее обучение основам организации и проведения внутренних аудитов системы менеджмента и/или имеющие опыт в проведении аудитов систем менеджмента органов по оценке соответствия.

Руководитель группы внутреннего аудита составляет План аудита, согласовывает его с начальником отдела качества, утверждает у ПСМ и утвержденный План аудита направляет в структурное подразделение или территориальное управление Росаккредитации.

8.2. План аудита должен включать в себя или содержать ссылки на: цели аудита;

критерии аудита и ссылочные документы;

места проведения аудита, даты, ожидаемое время и продолжительность намеченных мероприятий по аудиту, включая совещания;

используемые при проведении аудита методы, включая объем или степень выборочного контроля, необходимого для получения достаточных свидетельств аудита, и проект программы выборочного контроля, если она применяется;

роли и обязанности членов группы по аудиту, а также сопровождающих лиц и наблюдателей;

распределение соответствующих ресурсов по «критичным местам» проведения аудита.

При необходимости в План аудита следует также включить:

определение представителей проверяемого структурного подразделения, территориального управления Росаккредитации для участия в аудите;

содержание отчета по аудиту;

материально-техническое обеспечение и коммуникационные средства, включая средства и необходимые подготовительные мероприятия на местах проверяемых подразделений;