Аудит надежности внутреннего финансового контроля

Центр развития конкурентной политики и государственного заказа

  • О Центре
    • Сотрудники
    • Фотогалерея
  • Новости
  • Контакты

Ведение реестра рисков, упрощенный аудит, передача полномочий: разъяснения по вопросам внутреннего финансового аудита

Специалисты финансового ведомства рассмотрели очередную порцию вопросов по теме осуществления внутреннего финансового аудита (Письмо Минфина России от 3 августа 2020 г. № 02-02-05/67647, Письмо Минфина России от 28 июля 2020 г. № 02-02-05/66143):

Передача полномочий по осуществлению ВФА: как оформить отказ от их принятия?

Бюджетный кодекс РФ и Стандарт «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» позволяют органам / казенным учреждениям передать полномочия по осуществлению внутреннего финаудита:

  • главному администратору бюджетных средств, в ведении которого они находятся,
  • другому органу/ казенному учреждению, находящемуся в ведении этого же ГАБС.

В свою очередь, вышеуказанные ГАБС или орган/ казенное учреждение вправе принять передаваемые аудиторские полномочия, однако могут и не принимать их – закон устанавливает возможность, а не обязанность передачи/ принятия таких полномочий.

Но если способы согласования решения о передаче полномочий по осуществлению ВФА четко прописаны в вышепоименованном Стандарте, то каким образом должен быть оформлен отказ от принятия указанных полномочий, неясно.

Минфин России отвечает на этот вопрос так: если решение о передаче полномочий по осуществлению ВФА не было оформлено одним из способов, закрепленных в Стандарте, то это означает отказ второй стороны от принятия этих полномочий. При этом никаких дополнительных процедур по оформлению ее несогласия, как, например, сбор письменных отказов от всех органов и учреждений, которым могли быть переданы полномочия по проведению ВФА, не требуется и Стандартом не предусмотрено.

Нужно ли составлять план аудиторских мероприятий и проводить эти мероприятия при упрощенном ВФА?

При принятии решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита руководитель органа/ казенного учреждения принимает на себя и единолично несет ответственность за результаты выполнения бюджетных процедур, а также самостоятельно организует и осуществляет ВФА. Вместе с тем, согласно положениям Стандарта «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» органы и учреждения, принявшие решения об упрощенном осуществлении ВФА, не издают ведомственные/ внутренние акты, определяющие, в том числе, особенности планирования и проведения аудиторских мероприятий. Поэтому при принятии подобного решения:

  • структурное подразделение ВФА не создается,
  • аудиторские мероприятия не проводятся,
  • план проведения аудиторских мероприятий не создается и не утверждается;
  • программы аудиторских мероприятий не утверждаются,
  • эксперты и/или работники органа/учреждения к выполнению аудиторских мероприятий не привлекаются,
  • подготовка заключений по результатам проведения аудиторских мероприятий и годовой отчетности о результатах деятельности руководителя органа/ учреждения по самостоятельному проведению ВФА не осуществляется.

Можно ли к осуществлению ВФА привлекать работников ревизионного отдела?

В структуре органов власти и органов местного самоуправления, как правило, есть подразделения, осуществляющие ведомственный контроль, – ревизионные (контрольные) отделы или управления. Насколько правомерным будет привлечение сотрудников этих структурных подразделений к осуществлению ВФА?

Внутренний финансовый аудит организуется и осуществляется в соответствии положениями Бюджетного кодекса РФ, в то время как вопросы ведомственного контроля (контроля учредителя в отношении подведомственных учреждений) регулируются Законами № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Осуществление ВФА и ведомственного контроля регулируются различными правовыми актами, методиками, подходами; различаются и цели их проведения. Поэтому объединение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления ведомственного контроля и ВФА противоречит законодательству.

При образовании аудиторского структурного подразделения, в том числе из работников ревизионного отдела, следует учитывать требования Стандарта «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», в том числе принцип функциональной независимости. Для этого аудиторские проверки должны организовывать и осуществлять лица, отвечающие определенным требованиям и способные эту независимость обеспечить. Поэтому работники ревизионного отдела могут проводить аудиторские мероприятия только при условии, что они соответствуют этим требованиям, – только тогда это не будет противоречить принципам осуществления ВФА. Однако следует понимать, что в этом случае информация, полученная в рамках ВФА, не может рассматриваться в качестве акта проверки, проведенной в рамках ведомственного контроля.

Как проводить ВФА, если полномочия по учету и отчетности переданы централизованной бухгалтерии?

Ведение бюджетного учета и формирование отчетности – это лишь одно из бюджетных полномочий. Внутренний финаудит при передаче полномочий не осуществляется только в отношении бюджетных процедур в рамках конкретного переданного полномочия. В отношении иных бюджетных процедур ВФА должен осуществляться.

Напомним, одна из целей осуществления внутреннего финансового аудита – подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. Поэтому орган или казенное учреждение, передавшие полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, по итогам ВФА формируют заключение, в котором должна быть отражена информация:

  • о надежности внутреннего финансового контроля;
  • о наличии или отсутствии фактов, влияющих на достоверность бюджетной отчетности.

Эта информация будет собрана в ходе аудиторских мероприятий, в частности, по вопросам:

  • правильности составления первичных учетных документов и своевременности передачи их в ЦБ;
  • инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности;
  • передачи в ЦБ информации/ документов/ сведений, необходимых для обеспечения полноты и нейтральности данных Пояснительной записки (ф. 0503160).

При этом орган/ учреждение, передавший полномочия по учету и отчетности в ЦБ, вправе включать риски искажения бюджетной отчетности, а также риски нарушения порядка ведения бюджетного учета и формирования отчетности в свой реестр бюджетных рисков. Кроме того, орган/ учреждение может запрашивать у ЦБ документы и информацию, необходимые для ведения реестра бюджетных рисков, планирования и проведения аудиторских мероприятий.

Кто должен подписывать реестр бюджетных рисков?

Одна из целей осуществления внутреннего финансового аудита – оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка предложений по его организации. Для этого в соответствии со Стандартом «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» администраторы бюджетных средств, в числе которых органы власти, органы местного самоуправления, казенные учреждения, должны формировать и вести реестр бюджетных рисков. Помимо прочего он содержит предложения минимизации/ устранению бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля. Иными словами, реестр бюджетных рисков является документом, необходимым для осуществления внутреннего финансового контроля.

Непосредственно ведение реестра бюджетных рисков возложено на руководителя аудиторского структурного подразделения или работника органа/казенного учреждения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА. Он подписывает реестр бюджетных рисков, при этом дополнительного утверждения реестра руководителем органа/учреждения или его согласования теми, кто выполняет бюджетные процедуры, не требуется

Аудит надежности внутреннего финансового контроля

7 МИН

Как провести внутренний аудит

Задача внутреннего аудита — предугадать финансовые риски и повысить эффективность менеджмента. Разбираемся, как проверить работу собственной компании.

Что такое внутренний аудит компании

Внутренний аудит — это форма контроля деятельности организации изнутри. Процедура помогает руководству проверять финансовое состояние бизнеса и достоверность отчётности. Главная цель внутреннего аудита — выявить риски и усовершенствовать процессы после консультации аудитора.

В ходе аудита решаются следующие задачи:

  • определить уровень эффективности работы подразделений;
  • оценить риски и разработать предложения по их умению;
  • проконтролировать соблюдение стандартов и принципов корпоративного управления.

По закону все предприятия должны проводить общий внутренний контроль или, проще говоря, проверку хозяйственной деятельности. Процедуру и итоги проверки компания обязана регламентировать самостоятельно, но строгих требований в законе нет, ответственности за нарушение не предусмотрено.

Ч. 1 ст.19 402-ФЗ
П. 17 ч. 4 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013
П. 2 ч. 1 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013

Каким бывает внутренний аудит

Существует несколько видов внутреннего аудита. У каждого из них свои функции.

1

Операционный

Это контроль бизнес-процессов компании: эффективности работы подразделений, выполнения бизнес-планов, смет, политики управления и т. д.

1

Финансовый

Проверка системы бухгалтерского учёта и достоверности отчётности. Основная цель — оценить эффективность расходования средств компании и выявить риски.

1

Криминальный

Контроль рисков, связанных с нарушением норм законодательства. В первую очередь инспектируются налоговый учёт и платежи.

1

Аудит соответствия

Позволяет проверить, соблюдаются ли законы, нормы регулирования, отраслевые кодексы, корпоративная политика.

1

Экологический аудит

Его цель — проверить, выполняет ли компания требования по защите окружающей среды. Например, не превышен ли уровень вредных выбросов.

Читайте также  Порядок аудиторской проверки бухгалтерской отчетности

1

Аудит информационных технологий

Контроль безопасности информационных систем организации и эффективности процессов управления в области IT.

С чего начинается внутренний аудит

Согласно информации Минфина, положения о внутреннем контроле являются частью учредительных документов. В них прописывается общая процедура проверки. Детали проведения аудита индивидуальны для каждой организации и зависят от её структуры, масштабов, документооборота.

П. 11 ч. 3 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013

Проверка должна проходить на основании приказа руководителя, который содержит следующее:

  • даты проведения проверки;
  • кто проводит аудит;
  • условия для проведения внутреннего аудита;
  • способ контроля работы аудитора.

Факторы эффективной проверки

Важное условие — независимость и непредвзятость тех, кто проводит внутренний аудит. Нежелательно, чтобы в процедуре участвовали, например, сотрудники бухгалтерии, поскольку финансовая отчётность — один из главных объектов проверки.

Закон никак не регламентирует, кто именно должен проводить внутренний аудит. При этом Министерство финансов рекомендует несколько вариантов: например, аудитором может быть действующая комиссия из компетентных сотрудников, сам руководитель, если предприятие маленькое, а в больших компаниях — специально созданное для этого подразделение. Допустимо также приглашать внешних консультантов.

Сроки и частота проверки устанавливается руководителем. Проводить аудит можно как угодно часто. Эффективным считается аудит бухгалтерской отчётности и налоговых выплат раз в квартал, средняя продолжительность процедуры — 3–4 недели. Если для проверки нанимается аудиторская компания, сроки прописываются в договоре.

Как проводится внутренний аудит организации

Первый этап — планирование, для проверяющих готовят методологические документы. Они должны описывать:

  • цели и объекты внутреннего аудита предприятия;
  • процедуру контроля;
  • распределение обязанностей и функции внутренних или приглашённых аудиторов;
  • требования к оформляемым документам;
  • критерии оценки результатов контроля.

Перед каждой проверкой составляется чек-лист. Он включает в себя предмет и метод проверки, сроки, контрольные вопросы, план выборочных бесед с работниками, результаты проверки и комментарии проверяющих.

Второй этап — открытие аудита, ответственные рассказывают сотрудникам о ходе предстоящей проверки и отвечают на вопросы. После этого начинается процедура по установленному заранее чек-листу.

Третий этап — подведение итогов и написание аудиторского отчёта. Результат внутренней проверки, как правило, получает владелец бизнеса или генеральный директор.

Аудиторское заключение должно содержать следующую информацию:

  • название и реквизиты проверяемой организации;
  • сведения об аудиторе;
  • описание предмета проверки (например, перечень отчётности с указанием периода, за который она составлена);
  • сведения о работе, которую проделал аудитор;
  • описание найденных нарушений;
  • указание на документ или бизнес-процесс, в котором обнаружено нарушение;
  • ссылки на документ, регламентирующий вопрос;
  • перечисление всех возможных санкций за обнаруженные нарушения;
  • список мер для устранения нарушений.

Согласно Международному стандарту аудита , проверяющий должен сообщить руководству организации о нарушениях и согласовать сроки их устранения.

При этом по итогам финансовой проверки аудиторская организация или индивидуальный аудитор обязаны уведомить уполномоченные органы, если заподозрили проверяемую компанию в отмывании денег, а Федеральная налоговая служба имеет право потребовать у аудитора предоставить информацию, которую тот получил в ходе проверки.

П. 2.1 ст.7.1 115-ФЗ
Пп. 1–2 ст. 93.2 НК РФ

Как изменится система внутреннего контроля с 2020 года и кому понадобится штатный аудитор

С 2020 года меняются правила внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Читайте, как применять эти изменения, какие документы издать, а какие отменить. Из статьи вы узнаете, правда ли, что теперь можно не вести журналы и карты внутреннего контроля.

Почему внутренний контроль так и не стал эффективным

У главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) и администраторов бюджетных средств в этом году есть два бюджетных полномочия: проводить внутренний финансовый контроль (ВФК) и внутренний финансовый аудит (ВФА).

Документ: Чтобы повысить эффективность внутреннего финансового контроля и аудита, законодатели внесли изменения в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ)

В ходе внутреннего финансового контроля проверяют:

— соблюдаются ли процедуры составления и исполнения бюджета;
— верно ли формируется отчетность и ведется бюджетный учет;
— насколько эффективно используются бюджетные средства.

Для реализации внутреннего контроля администраторы ведут массу документов: перечни бюджетных операций, карты и журналы внутреннего контроля, перечни должностных лиц, ответственных за осуществление контроля.

При внутреннем финансовом аудите оценивают надежность внутреннего финансового контроля, подтверждают достоверность отчетности и вносят предложения о повышении эффективности использования бюджетных средств. То есть отдельные цели ВФК и ВФА схожи. Так, аудиторы при проверках смотрят карты и журналы внутреннего контроля. Если эти карты и журналы не заполнены, делают вывод, что контроль на низком уровне или не ведется вовсе. Если исполнитель бюджетных процедур не согласен с этим, от него требуют подтверждения того, что контроль все же был. Именно такие моменты сделали внутренний финансовый контроль в большинстве случаев неэффективным. Сыграл роль и тот факт, что отражать в журналах внутреннего контроля ошибки опасно.

На заметку: При ВФК сейчас трудозатраты связаны в основном с формированием документов, а не с самой проверкой

ПРИМЕР 1. Казенное учреждение по результатам внутреннего контроля обнаружило ошибку в учете.

Эту ошибку в журнале внутреннего контроля не отразили, так как побоялись, что при внешней проверке ревизоры отметят ее в своем акте. За совершенную ошибку к главбуху могут применить административную ответственность, а также ему могут указать на неосуществление внутреннего контроля.

Из-за того, что в настоящее время исполнители бюджетных процедур сами проверяют свои бюджетные процедуры и операции, они не способны объективно оценить все бюджетные риски. В результате учреждение не располагает полной информацией о выявляемых нарушениях и недостатках. Именно поэтому потребовалось внести изменения в Бюджетный кодекс в части контроля и аудита (см. шпаргалку ниже).

Шпаргалка

Почему потребовались изменения

Проблемы
1. Излишняя формализация процедур ВФК и дублирование полномочий с ВФА.
2. Субъективная оценка рисков исполнителями операций.
3. Отсутствие у исполнителей мотивации показывать результаты ВФК.
4. Дублирование требований ВФК и Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете».
5. Отсутствие единой регламентации осуществления ВФК по уровням бюджетной системы.
6. Отсутствие связи между результатами оценки качества финансового менеджмента и ВФК.

Отменили внутренний контроль или нет

С 2020 года внутренний финансовый контроль как отдельное полномочие не будет существовать — останется только внутренний финансовый аудит. Но это не означает, что ВФК отменили и его не надо проводить вовсе. Ключевые изменения смотрите в перечне 1.

Перечень 1. Что изменилось в части внутреннего контроля и аудита

Изменения

ВФК исключили из отдельных бюджетных полномочий, он стал отдельным элементом бюджетных процедур

Отменили отдельные формализованные процедуры и документы при осуществлении ВФК

Требования к контрольным действиям учреждение теперь определяет самостоятельно

Внутренний аудитор определен в качестве координатора мероприятий по повышению надежности ВФК через систему управления бюджетными рисками

В представлениях и предписаниях органы госфинконтроля больше не будут указывать на устраненные нарушения, выявленные в рамках ВФК и ВФА

С будущего года упростится нормативная правовая схема регулирования внутреннего контроля. В этом году внутренний финансовый контроль на федеральном уровне ведут по правилам, определенным постановлением Правительства от 17.03.2014 № 193. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований приняты свои порядки, распространяющиеся, как правило, и на казенные учреждения. С нового года такого регулирования не будет: эти нормативные документы отменят. Как проводить внутренний контроль, администраторы будут решать самостоятельно. Есть вариант оставить все карты и журналы контроля. Второй вариант — отменить все внутренние порядки и издать новый приказ, в котором прописать, каким образом осуществлять ВФК.

Важная деталь: Определите порядок формирования аудиторских групп, включая порядок назначения руководителя аудиторской группы, а также привлечения к проведению мероприятий ВФА должностных лиц ГАБС и экспертов

Появятся федеральные стандарты внутреннего финансового аудита (ч. 5 ст. 160.2-1 БК). Сначала их будет шесть, затем в течение следующего года Минфин выпустит методические рекомендации к некоторым стандартам и утвердит еще три стандарта (см. перечень 2). Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие ВФА, на основе этих стандартов должны издать свой ведомственный (внутренний) акт. Проще говоря, инструкцию, как проводить аудит.

Перечень 2. Стандарты по внутреннему финансовому аудиту

Вводятся с 1 января 2020 года

Вводятся до 31 декабря 2020 года

«Определения, принципы и задачи ВФА»

«Реализация результатов ВФА»

«Основания и порядок организации ВФА»

«Подтверждение достоверности бюджетной отчетности»

«Порядок передачи полномочий по ВФА»

«Права и обязанности должностных лиц, работников при осуществлении ВФА»

Читайте также  Организации подлежащие обязательной аудиторской проверке

«Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств»

«Планирование, определение объема работ и формирование программы аудиторской проверки»

«Проведение внутреннего финансового аудита»

Как организовать внутренний аудит с 2020 года

Важная деталь: В рамках своей подведомственной сетки полномочия администратора бюджетных средств по ВФА передать можно, а за ее пределами – нет. ГАБС проводит ВФА самостоятельно, передавать такие полномочия кому-либо он не вправе

Главный администратор бюджетных средств и администраторы бюджетных средств могут организовать ВФА четырьмя способами.

1. Создать отдел, который будет заниматься непосредственно вопросами аудита.

2. Назначить должностное лицо, которое будет заниматься вопросами аудита и подчиняться непосредственно руководителю. Причем это может быть как аудитор по основной должности, так и сотрудник, выполняющий обязанности аудитора. В последнем случае он не должен проверять свою же работу и иметь личную заинтересованность. Например, если на основной работе человек занимается доходами, он может проверить расходы. Если аудитор не может проверить какой-либо участок, он вправе привлечь специалиста со стороны.

3. Передать полномочия проводить ВФА своему главному администратору бюджетных средств либо иному администратору бюджетных средств, который находится в подведомственности у этого ГАБС. В таком случае можно заключить соглашение о передаче полномочий — его форма будет приведена в методических рекомендациях по проведению ВФА.

Второй вариант — подписать протокол либо гриф (лист) согласования. Третий — написать служебное письмо о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита. Четвертый — завизировать решение о передаче у руководителя ГАБС, принимающего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, и у руководителя администратора бюджетных средств, передающего указанные полномочия.

4. Ввести ограниченную систему организации аудита. Если решили выбрать этот способ, руководитель должен издать приказ и в нем оговорить основные моменты внутреннего финансового контроля.

Последние два варианта подходят не всем администраторам бюджетных средств, а только тем, у кого нет ресурсов создавать отдел аудита и кто не может найти человека, который бы выполнял функции аудитора. Пройдите тест, который мы разместили выше. Узнайте, может ли ваше учреждение передать полномочия по аудиту или ввести ограниченную систему аудита.

Тест. Как организовать внутренний аудит

  • Есть ли у вашего учреждения возможность образовать отдел внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости?
  • Есть ли у учреждения необходимые и достаточные ресурсы, чтобы осуществить вну­тренний финансовый аудит, в том числе трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, которые способны обеспечить качественный ВФА?
  • Есть ли в учреждении работники, обладающие необходимыми профессиональными знаниями, навыками и компетенциями, чтобы провести внутренний финансовый аудит, которые смогут беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода выполнять свои обязанности?
  • Выполняет ли ваше учреждение только однотипные внутренние бюджетные процедуры и операции, в отношении которых бюджетные риски минимизированы, а уровень бюд­жетных рисков низкий и не может оказать воздействие на результаты выполнения этих внутренних бюджетных процедур?

Результат

Если хотя бы на один вопрос вы ответили «да», ваше учреждение может передать полномочия по внутреннему финансовому аудиту своему ГАБС либо иному администратору бюджетных средств, который находится в подведомственности у этого ГАБС. А также руководитель вашего учреждения может ввести ограниченную систему организации аудита.

Чем будет заниматься внутренний аудитор

Внутренний аудитор будет не только проверять, проводится ли ВФК в учреждении, но и вносить предложения по его организации. То есть с исполнителя бюджетных процедур на аудитора переложили максимум работы по оценке контроля, по его организации, по оценке бюджетных рисков.

Важная деталь: Именно аудитор с 2020 года станет координатором ВФК

Аудитор должен выявить, какие бюджетные процедуры в учреждении выполняют с нарушениями или недостатками. И на основании этого оценить бюджетные риски и предложить способы минимизировать их. Для внутреннего финансового аудита ввели новый документ — реестр бюджетных рисков. Как его сформировать, рассмотрим на примере.

ПРИМЕР 2. Аудитор собрал все карты контроля со структурных подразделений учреждения.

Составив на их основе одну карту, он проанализировал все акты внешних ревизий, которые учреждение получало после проверок. Взяв перечень типовых нарушений, подготовленный казначейством, аудитор расписал все операции, проводимые в учреждении, вплоть до исполнителя.

Сопоставив данные, он присвоил каждой операции степень риска. В результате получился реестр рисков, из которого видно не только что это за операция, но и кто ее осуществляет, какие есть бюджетные риски и какие меры необходимо принять для их минимизации.

АЛЕКСЕЙ КОКАРЕВ, государственный советник РФ 3-го класса

Финансовый аудит как способ оценки состояния и перспектив развития компании

Профессионально проведенная аудиторская проверка финансовой отчетности зачастую выявляет резервы, благодаря которым организация может рассчитывать на дополнительную прибыль. Поэтому, актуально проведение финансового аудита, с помощью которого прослеживается состояние системы документооборота и ликвидируются слабые места .

Понятие финансового аудита

Финансовый аудит — это комплексная проверка экономического и финансового состояния организации, проверка достоверности информации в финансовой отчетности организации, а также анализ и оценка перспектив ее развития, которая может проводиться как специалистами самой организации (внутренний аудит), так и сторонними аудиторскими компаниями по заказу руководства (независимый аудит).

На практике финансовый аудит чаще рассматривается как весьма узкое понятие, обычно включающее в себя классический обязательный аудит финансовой бухгалтерской отчетности.

В ходе аудита финансовой деятельности организации:

  • выявляются финансовые риски (налоговые, правовые, административные, хозяйственные);
  • выдаются рекомендации по их снижению.

Задача проведения аудиторской проверки — проанализировать доходность и эффективность основной, финансовой и инвестиционной деятельности компании. Для выполнения этой задачи необходимы детальные изучение, анализ и оценка информации, представленной в финансовой отчетности организации.

Внутренний финансовый аудит организации

В нашей стране внутреннему аудиту финансовой отчетности уделяется пока меньше внимания, чем он заслуживает. Внутренний финансовый аудит — вид деятельности организации, который на основе внутренней документации контролирует звенья управления и различные сферы финансовой деятельности компании.

Осуществлением внутреннего финансового аудита занимается специальный отдел, который работает в составе проверяемой компании. Такая проверка необходима руководству, чтобы иметь возможность изучить и проанализировать реальное состояние дел в их организации. На основе полученной в ходе финансового аудита информации руководство разрабатывает пути улучшения работы организации. Деятельность внутренних аудиторов носит консультационный характер.

Значимость аудиторского заключения для компании

Лучшим подтверждением надежности и честности компании в современном деловом мире служит заключение независимого аудитора о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности. Кроме того, аудиторское заключение необходимо для подтверждения имиджа и деловой репутации компании при заключении договоров и соглашений с партнерами или различными кредитными организациями.

По результатам аудиторского заключения руководитель организации принимает решение о необходимости конкретных действий. Как правило, после принятых мер налоговые органы не налагают штрафы при проведении плановых проверок. Таким образом, компаниям удается избежать значительных финансовых потерь.

Кто вправе проводить аудит финансовой отчетности

Аудиторские услуги могут осуществлять:

  • аудиторские организации — коммерческие юридические лица;
  • индивидуальные аудиторы — индивидуальные предприниматели с квалификационным аттестатом аудитора.

При этом для того, чтобы заниматься аудитом, такие компании и ИП должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские услуги можно будет оказывать с даты внесения сведений о соответствующем юрлице или ИП в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

Кто вправе заказывать финансовый аудит организации

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании. В зависимости от формы деятельности организации это могут быть:

  • участники собрания акционеров;
  • совет директоров;
  • члены производственного кооператива;
  • наблюдательный совет;
  • исполнительные органы.

Независимый финансовый аудит необходим руководителям организаций для объективной оценки эффективности финансовой деятельности и бизнеса.

Если компания подлежит обязательному аудиту финансовой и бухгалтерской отчетности, получить аудиторское заключение является ее обязанностью.

Аудит становится обязательным при соответствии компании финансовым и иным показателям, перечисленным в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторское заключение, полученное по результатам обязательного аудита должно быть предоставлено в налоговую в срок не позднее10 рабочих дней с даты выдачи заключения. Но это нужно сделать до 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402- ФЗ).

Кроме обязательного аудита финансовой отчетности, на практике часто бывают ситуации, при которых проведение финансового аудита компании является желательным:

  • чтобы оценить компетентность и работу штатных бухгалтеров в разрезе правильного ведения бухгалтерского учета;
  • в случае смены финансового директора, главного бухгалтера или директора организации;
  • для проверки экономической финансовой отчетности перед сдачей ее в государственные органы;
  • в преддверии налоговой проверки;
  • при желании уменьшить судебные риски;
  • при возникновении долгов и больших издержек производства;
  • если руководство планирует продать или приобрести работающий бизнес;
  • перед привлечением дополнительных сторонних инвестиций.
Читайте также  Цели финансового аудита предприятия

Состав и результаты финансового аудита организации

Компания, взявшая на себя обязательства по проведению финансового аудита, обеспечивает проверяемой организации следующие услуги:

  • полное исследование структуры активов и пассивов проверяемой компании, доходов и расходов по каждому их типу и отдельно по каждому виду финансовой деятельности;
  • анализ финансовых коэффициентов, стоимостных оценок и признания обязательств и активов;
  • изучение положений учетной политики, включая условные значения и оценки;
  • выявление элементов, лежащих в основе финансовых итогов компании за последние годы и оказывающих существенное влияние на ее финансовые результаты;
  • анализ движения финансовых средств за последнее время, а также факторов, оказывающих на него значительное влияние;
  • выработка комментариев к прогнозам руководства компании относительно перспектив развития ее финансовой деятельности;
  • соотнесение этих прогнозов с объемом продаж и общим финансовым состоянием компании.

По результатам финансового аудита отчетности организации ее руководство получает:

  • независимое экспертное мнение о платежеспособности, доходности компании, оборачиваемости ее капитала;
  • полный отчет обо всех интересующих его факторах (стоимости чистых активов компании, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе по займам и кредитам, долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестициях, операциях с взаимозависимыми лицами, неучтенных обязательствах, объеме продаж и материальных запасов и др.).

Таким образом, аудит финансовой деятельности компании позволяет объективно оценить общую финансовую эффективность бизнеса, определить, куда и в каких объемах уходят денежные потоки компании, оптимизировать финансовую деятельность, а также оценить компетентность внутренней финансовой службы, устранить недостатки.

Порядок проведения аудита финансовой деятельности компании

При проведении финансового аудита организации можно выделить основные этапы:

  • предварительное планирование — знакомство с проверяемой компанией, определение объема и видов работ, разработка задач проверки, определение стоимости услуг аудита, подписание договора;
  • составление плана аудита, включающего последовательность и характер работ, разработку программы проверки;
  • непосредственно аудит — анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, проверка ее на соответствие нормам и стандартам законодательства с распределением обязанностей между специалистами-аудиторами по утвержденной программе;
  • составление аудиторского отчета — документа, содержащего полные данные обо всех обнаруженных в ходе проведения финансового аудита нарушениях, отклонениях, пропусках, ошибках и недостатках, налоговых рисках, а также выводы и рекомендации аудиторов по их устранению и уменьшению;
  • выдача аудиторского заключения — официальная оценка достоверности информации, представленной в финансовой отчетности компании.

Система внутреннего контроля при налоговом мониторинге: что про нее надо знать и как ее организовать

Всё больше компаний переходит от обычных налоговых проверок на налоговый мониторинг. К тому же каждый год ФНС постепенно снижает критерии вхождения в этот режим контроля. В связи с этим приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518 утвердил требования к организации системы внутреннего контроля и формы (форматы) документов при налоговом мониторинге для отчётности.

Чем руководствоваться

На основании п. 7 ст. 105.26 НК РФ (Закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ с изменениями) система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к её организации, которые устанавливает ФНС России.

Поэтому с 7 августа 2021 года нужно руководствоваться таким приказом ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518 (далее — Приказ № ЕД-7-23/518). Он закрепил:

  • требования к организации системы внутреннего контроля;
  • формы и форматы документов, которые организации сдают в налоговую при раскрытии информации о системе внутреннего контроля.

Суть в том, что в соответствии с этим приказом вся информация о системах внутреннего контроля участников налогового мониторинга будет приведена к единому стандарту. А это позволит налоговикам обрабатывать ее автоматически.

Кроме того, конкретизация раскрываемых данных позволит налоговикам активнее применять риск-ориентированный подход в налоговом мониторинге.

Какие изменения

Важная задача налогового мониторинга — снижение налоговых рисков организации. Налоговый орган комплексно анализирует их и оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля налогоплательщика по выявлению и предотвращению этих рисков. Результаты этой работы — основа для планирования проверок. Они определяют:

  • метод проверок — сплошной или выборочный;
  • объем необходимых документов.

Компании с 07.08.2021 предоставляют более подробную информацию о рисках. Так, предусмотрено раскрытие информации:

  • о коде вида экономической деятельности по ОКВЭД, к которой относится риск;
  • норме Налогового кодекса РФ, с которой связан раскрываемый риск;
  • детально о сделке (операции), в отношении которых выявлен риск (в т. ч. о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора).

Больше про налоговый мониторинг мы рассказываем в записи вебинара с экспертами — забрать ее можно прямо сейчас.

В форме «Информация об организации системы внутреннего контроля» теперь более стандартизованное изложение информации обо всех внутренних нормативных документах налогоплательщика в отношении организации и функционирования системы внутреннего контроля.

Соответствующим образом скорректирован состав документов. Так, таблицы «Анализ контрольных процедур» больше нет. Введена новая форма «Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям».

Если до 07.08.2021 по электронке отправляли информацию об организации системы внутреннего контроля, то теперь добавлены электронные форматы представления:

  • информации о рисках организации;
  • информации о рисках по отдельным сделкам и операциям;
  • контрольных процедур;
  • результатов их выполнения;
  • оценки уровня организации системы внутреннего контроля;
  • мероприятий по улучшению системы внутреннего контроля;
  • матрицы рисков и контрольных процедур.

Таблицы с данными тоже поправили.

Например, в сведения о результатах контрольных процедур нужно вносить информацию о количестве проверенных договоров, операций и документов.

Когда отчитываться

Пункт 18.3 Приказа № ЕД-7-23/518 установил сроки сдачи документов и информации, формируемых в соответствии с требованиями к организации системы внутреннего контроля. Вот они:

ПЕРИОДИЧНОСТЬ И СРОК СДАЧИ

При отсутствии данных для раскрытия сдают с нулевыми значениями.

Далее — ежеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала

Далее — за период проведения налогового мониторинга 1 ноября года, следующего за периодом проведения мониторинга

Далее — ежегодно на 1-е число месяца соответствующего года, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего года

Вообще проводить оценку необходимости внесения изменений в систему внутреннего контроля нужно не реже 1 раза в квартал. При внесении изменений актуальную информацию нужно сообщить налоговикам в срок до 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

Когда отчитываться

Раскрываемую налоговикам информацию о рисках компании, идентифицируемых для налогового мониторинга, сведения о рисках по отдельным сделкам и операциям и матрицу рисков и контрольных процедур нужно сдать за отчетные периоды, наступившие после 1 января 2022 года.

Что мониторят налоговики

Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:

  • за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (бизнес-процессы);
  • правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции). А именно:

Для налогового мониторинга интересны следующие области риска:

  • занижение/завышение доходов;
  • занижение/завышение расходов;
  • завышение убытков;
  • занижение налоговой базы;
  • завышение вычета;
  • неправомерное применение льготы;
  • неправильное определение суммы налога, сбора, страхового взноса;
  • неправильное применение налоговой ставки (ставки сбора, тарифа страхового взноса);
  • неправильное заполнение налоговой декларации (расчета);
  • непредставление налоговой декларации (расчета);
  • непредставление документов (информации);
  • неуплата налога, сбора, страхового взноса;
  • несоблюдение установленных сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов.

Содержание требований к организации системы внутреннего контроля

Это следующие вопросы:

  • организация системы внутреннего контроля;
  • контрольная среда;
  • система управления рисками;
  • выявление рисков;
  • оценка рисков;
  • раскрытие информации о рисках;
  • представление информации о рисках;
  • контрольные процедуры;
  • раскрытие информации о контрольных процедурах;
  • представление информации о контрольных процедурах;
  • информационная система;
  • оценка системы внутреннего контроля;
  • уровни организации системы внутреннего контроля;
  • раскрытие информации об уровне организации системы внутреннего контроля;
  • представление информации по оценке уровня организации системы внутреннего контроля;
  • информация о системе внутреннего контроля;
  • сроки представления информации.

Также Приказ № ЕД-7-23/518 содержит 19 приложений с бланками отчётов и их электронными форматами. А ещё — 4 перечня:

  • направлений выявления риска;
  • областей риска;
  • налогов, сборов, страховых взносов;
  • видов сделок (операций).

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь